Иваницкий, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова; e-mail: ivanitsk@mail.ru РАБОЧАЯ СРЕДА КАК ОСНОВНОЙ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ ПРЕДПРИЯТИЯ МАССМЕДИА Статья посвящена одному из актуальных вопросов медиаменеджмента — осмыслению роли и места нематериальных активов в повседневной деятельности СМИ. <...> Ключевые слова: нематериальные активы, предприятие массмедиа, рабочая среда предприятия, менеджмент, организационный капитал. <...> Практика успешных предприятий массмедиа, выпускающих (издающих) СМИ, требует сегодня серьезного осмысления не только с точки зрения финансово-экономической самодостаточности. <...> Сегодняшняя практика массмедиа заставляет задуматься еще и о некоторых параметрах, слабо поддающихся анализу в рамках чисто экономического подхода. <...> Ответ на этот вопрос кроется в анализе богатой отраслевой практики, которая в последнее время дает все больше пищи для размышлений. <...> Конкретное же наполнено частностями — какой лидер, сколько денег, удачна ли идея, профессиональны ли журналисты? <...> И еще: складывается ли все это в некое неуловимое, «неосязаемое нечто», что создает основу общественного признания и финансового успеха СМИ, поддается ли оно измерению и управлению? <...> Профессор Гарвардской школы экономики Роберт Каплан, автор ряда разработок в области сбалансированных систем показателей и Business Strategy Cards (BSC), называет это “неосязаемое нечто” нематериальными активами компаний [Каплан, Нортон, 2004, с. <...> Именно их правильное использование и закладывает, на взгляд соавторов, основы успеха организации. <...> По их мнению, 138 нематериальными активами являются человеческий капитал (навыки, способности и знания, которыми обладают работники компании), информационный капитал (базы данных компании, информационные системы, сети и технологическая инфраструктура) и организационный капитал (культура компании, уровень лидерства, нацеленность персонала <...>