Историософский анализ ЛОГОС И RATIO: ВЛАДИМИР ЭРН КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ* О.А. ЖУКОВА 1. <...> О неославянофильстве и европеизме в философском опыте В.Ф. Эрна: проблема интерпретации Владимир Францевич Эрн – один из самых талантливых русских мыслителей начала ХХ в. – в истории русской интеллектуальной культуры оказался явно недооцененным. <...> Изменить точку зрения на философское наследие Эрна до сих не позволяет закрепившееся за ним идеологическое клеймо приверженца «неославянофильства». <...> Оно возникло в пылу полемики об исторических судьбах России и Европы, о сущности национальной культуры, составившей идейный нерв русской мысли начала ХХ в., ее сквозную тему. <...> Франк использовали понятие «неославянофильство» с очевидным смысловым оттенком, как синоним антизападничества. <...> Сложившийся стереотип восприятия фигуры Эрна продолжает оказывать влияние на отношение современных исследователей к его философским трудам. <...> Анализ текстов о творчестве Эрна показывает, что изучение его философского наследия и интеллектуальной биографии в отечественной и зарубежной научной литературе, посвященной истории русской мысли, мало продвинулось в концептуальном плане. <...> Сомнительная «слава», к созданию которой причастен ряд выдающихся авторов Серебряного века, кажется тем более несправедливой, поскольку в эмиграции многие из ярых критиков Эрна повторили и развили его аргументацию о значении русской религиозной метафизики. <...> Фундаментальным основанием философского синтеза, осуществленного Эрном в его работах, выступает христианская традиция метафизики. <...> Единство России и Европы он усматривает в истоках христианской веры и античной философии, смысловое и ценностное взаимодействие которых создало базис европейской цивилизации, чьим плодом являются как европейские, так и русская культуры. <...> В этом смысле роль антизападника совершенно не соответствует Эрну, хотя и была ему навязана, чему немало содействовала <...>