Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610073)
Контекстум
Философские науки  / №5 2015

СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЗОЛОТУХИН
Страниц14
ID372758
АннотацияСтатья посвящена проблеме историко-философской периодизации. Автор рассматривает понятие «немецкий идеализм» и на основе анализа текстов приходит к выводу о некоторой искусственности этого историко-философского конструкта. Между Кантом и его последователями перед рубежом веков образуется мировоззренческая пропасть: Шеллинг, а потом и Фихте порывают с критицизмом и начинают создавать философско-теологические системы. Автор предлагает выделять вместо немецкого идеализма два различных, параллельно развивающихся направления. Первое, – критицизм, – объединяет философии Канта, ранних Фихте и Шеллинга, Фриза и «полукантианство». Второе, – спекулятивный идеализм, – включает в себя натурфилософию Шеллинга, учение позднего Фихте, системы Гегеля, Краузе и послегегелевский спекулятивный теизм. Ключевой идеей спекулятивного идеализма оказывается учение о божественном самосознании/ самопознании.
ЗОЛОТУХИН, В.В. СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ / В.В. ЗОЛОТУХИН // Философские науки .— 2015 .— №5 .— С. 81-94 .— URL: https://rucont.ru/efd/372758 (дата обращения: 14.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 5/2015 Философская мысль: рецепция и интерпретация СУЩеСТВОВАЛ ЛИ НеМеЦКИЙ ИДеАЛИЗМ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ПеРИОДИЗАЦИИ В.В. <...> Другие же были оттеснены на исследовательскую периферию, частично или почти полностью забыты1 . <...> Согласно общепринятому представлению, кантовский критицизм сменяется фихтевской философией Я, та, в свою очередь, – шеллинговской натурфилософией, а из последней опосредованно вырастает монументальная гегелевская система. <...> Так, Гегель в своих «Лекциях по истории философии» не только рассматривает творчество Канта, Фихте, Шеллинга и их современников в особом разделе «Новейшая немецкая философия», но и приписывает новейшей немецкой философии решение единой задачи: «…сделать своим предметом и постичь… единство мышления и бытия»3 . <...> . Шеллинг же в своем позднем, посмертно изданном произведении «К истории новейшей философии» утверждает, что его (к тому времени уже своеобразно теистическая) точка зрения не могла быть выработана без кантовского наследия4 В дальнейшем в историко-философском знании закрепилась точка зрения на немецкий идеализм как на единое направление. <...> Кронер дает в своей работе «От Канта к Гегелю» (1921) одно из самых ясных и последовательных изложений этой концепции. <...> Кронер, центральным нервом немецкого идеализма является, во-первых, постепенное примирение сформулированного Кантом противоречия между идеей и материей. <...> Но затем, в процессе развития немецкого идеализма, поскольку идея приобретает все большее значение и поглощает материю, соответствующие миры поглощаются Я: «…миры должны стать сферами раскрывающегося в них Я, которое, тем не менее, остается собой»5 . <...> Абсолютная точка отсчета переносится из Я в мир, субъективно-критицистское Я превращается в философско-теологическое Абсолютное, и на месте критицизма воздвигаются шеллинговские и гегелевские метафизические «здания». <...> Гегелевская система необходимым образом <...>