2016.6.15 Доказывание в древнерусском уголовном судопроизводстве Загорский Геннадий Ильич профессор кафедры уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы им. <...> Н.В. Радутной, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии естественных наук E-mail: перс. <...> upp@rsuj.ru В статье на основе анализа норм первоисточника российского уголовного судопроизводства – Русской Правды, 1000-летие которой отмечается в этом году, рассматриваются основные способы доказывания, применяемые в древнерусском уголовном судопроизводстве: свидетельство, клятва-присяга и суд Небесный, реализуемый в различных видах: испытание железом, испытание водой, судебный поединок и жребий. <...> Ключевые слова: Русская Правда; обвинение; суд; доказывание; свидетельство; клятваприсяга; испытание; судебный поединок; жребий; обычаи; религиозные нормы; уголовный процесс; иск; Древняя Русь; виновность; правосудие. <...> Radutnaya Criminal Procedural Law and Criminalistics Department of Russian State University of Justice, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of RSFSR, Honored Science Worker of the Russian Federation, Active Member of Russian Academy of Natural Science Proof in Old Russian Criminal Proceedings (Millennium of Pravda Russkaya) Article deals with the main methods of proof applied in the Old Russian criminal proceedings, examined on the basis of analysis of rules of the original source of the Russian criminal proceedings – the Russkaya Pravda (Russian Justice), millennium of which is celebrated this year: testimony, oath and Court of Heaven, which is implemented in various forms: ordeal by red-hot iron, water-ordeal, trial by battle and by lot. <...> Существо этого испытания состояло в том, что «обвиняемый брал в голую руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка: после чего судьям надлежало обвязать и запечатать оную. <...> При этом предполагалось, что священная водная стихия отвергает нечестивого и принимает праведного, т. е. виновный плавает, а невиновный <...>