Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум
Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива  / №1 2016

О СПОСОБАХ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИГРОВЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ДЕРИВАТОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ (125,00 руб.)

0   0
Первый авторЩЕРБАКОВА
Страниц8
ID366589
АннотацияВ статье анализируются основные способы подачи игровых единиц, созданных при помощи трансформации семантики, в поэтических текстах, предназначенных для детской аудитории. Поскольку развитие языковой личности в онтогенезе демонстрирует постепенное формирование представлений о переносном значении, то тексты с игровым компонентом представляют объективную сложность для юного читателя или слушателя. В этом смысле привычная для взрослого носителя языка метафора становится для ребёнка практически аналогом того явления, которое называется языковой игрой. Что касается собственно игровых единиц, то они представляют ещё более значительную сложность для восприятия и интерпретации. В связи с этим в отечественной детской поэзии выработаны разные способы презентации игровых единиц, предполагающие использование как стратегии объяснения, так и включение игремы в широкий контекст без специального толкования. В последнем случае актуализируются различные системные связи, позволяющие уточнить смысл и игровые составляющие семантического деривата. Автором выдвигается идея о необходимости исследования данной проблемы с позиций диахронии, поскольку рассмотренные в работе способы презентации игровых семантических дериватов демонстрируют движение к усложнению способов их презентации, что выражается прежде всего в непрямом объяснении, в использовании парадигматических связей как основного способа подачи игровой единицы.
УДК81'42:82-93
ЩЕРБАКОВА, Н.Н. О СПОСОБАХ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИГРОВЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ДЕРИВАТОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ / Н.Н. ЩЕРБАКОВА // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива .— 2016 .— №1 .— С. 306-313 .— URL: https://rucont.ru/efd/366589 (дата обращения: 22.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. Н. ЩЕРБАКОВА (Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия) УДК 81'42:82-93 ББК Ш300.1+Ш380.015 О СПОСОБАХ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИГРОВЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ДЕРИВАТОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ Аннотация: В статье анализируются основные способы подачи игровых единиц, созданных при помощи трансформации семантики, в поэтических текстах, предназначенных для детской аудитории. <...> Поскольку развитие языковой личности в онтогенезе демонстрирует постепенное формирование представлений о переносном значении, то тексты с игровым компонентом представляют объективную сложность для юного читателя или слушателя. <...> В этом смысле привычная для взрослого носителя языка метафора становится для ребёнка практически аналогом того явления, которое называется языковой игрой. <...> В связи с этим в отечественной детской поэзии выработаны разные способы презентации игровых единиц, предполагающие использование как стратегии объяснения, так и включение игремы в широкий контекст без специального толкования. <...> В последнем случае актуализируются различные системные связи, позволяющие уточнить смысл и игровые составляющие семантического деривата. <...> Автором выдвигается идея о необходимости исследования данной проблемы с позиций диахронии, поскольку рассмотренные в работе способы презентации игровых семантических дериватов демонстрируют движение к усложнению способов их презентации, что выражается прежде всего в непрямом объяснении, в использовании парадигматических связей как основного способа подачи игровой единицы. <...> Ключевые слова: языковая игра, онтолингвистика, стихи для детей, текст, семантическая деривация, системные отношения, речевые стратегии. <...> Развитие языковой личности в онтогенезе связано как с количественными, так и с качественными изменениями. <...> И если первые предполагают увеличение объёма лексикона и грамматических средств, то вторые связаны прежде всего с умением использовать эти средства в реальной <...>