Н. Н. ЩЕРБАКОВА (Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия) УДК 81'42:82-93 ББК Ш300.1+Ш380.015 О СПОСОБАХ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИГРОВЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ДЕРИВАТОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ Аннотация: В статье анализируются основные способы подачи игровых единиц, созданных при помощи трансформации семантики, в поэтических текстах, предназначенных для детской аудитории. <...> Поскольку развитие языковой личности в онтогенезе демонстрирует постепенное формирование представлений о переносном значении, то тексты с игровым компонентом представляют объективную сложность для юного читателя или слушателя. <...> В этом смысле привычная для взрослого носителя языка метафора становится для ребёнка практически аналогом того явления, которое называется языковой игрой. <...> В связи с этим в отечественной детской поэзии выработаны разные способы презентации игровых единиц, предполагающие использование как стратегии объяснения, так и включение игремы в широкий контекст без специального толкования. <...> В последнем случае актуализируются различные системные связи, позволяющие уточнить смысл и игровые составляющие семантического деривата. <...> Автором выдвигается идея о необходимости исследования данной проблемы с позиций диахронии, поскольку рассмотренные в работе способы презентации игровых семантических дериватов демонстрируют движение к усложнению способов их презентации, что выражается прежде всего в непрямом объяснении, в использовании парадигматических связей как основного способа подачи игровой единицы. <...> Ключевые слова: языковая игра, онтолингвистика, стихи для детей, текст, семантическая деривация, системные отношения, речевые стратегии. <...> Развитие языковой личности в онтогенезе связано как с количественными, так и с качественными изменениями. <...> И если первые предполагают увеличение объёма лексикона и грамматических средств, то вторые связаны прежде всего с умением использовать эти средства в реальной <...>