А. М. ПЛОТНИКОВА (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. <...> Ельцина, г. Екатеринбург, Россия) УДК 378.124:81'38 ББК Ч448.042+Ш105.551.12 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПОЛЕ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ10 Аннотация: В статье рассматривается специфика отображения в речи представлений о несоответствии человека занимаемой им должности, уровня его образования предъявляемым профессиональным стандартам. <...> Если положительная оценка профессиональных качеств выражается обычно эксплицитно, то профессиональная некомпетентность характеризуется при помощи сравнений, метафор, иронии и других приёмов непрямой коммуникации. <...> Цели использования таких приемов связаны с желанием говорящего уйти от правовых рисков, а также его стремлением усилить воздействующий потенциал сказанного, найти наиболее эффективные способы убеждения адресата. <...> Помимо сознательного применения в публицистике игровых приёмов, в текстах жалоб в официальные органы, в устной публичной речи обнаруживаются нестандартные способы оценки профессиональных качеств, которые формируют особую конфликтную тональность текстов. <...> Креативные способы оценки профессиональной несостоятельности направлены на дискредитацию лица, формирование негативного социального имиджа, иногда речевые манипуляции являются инструментом коммуникативного садизма. <...> На примерах из судебной практики показаны возможности интерпретации приемов языковой игры, используемых для характеристики профессиональной некомпетентности лица. <...> Ключевые слова: языковая игра, конфликтная коммуникация, речевая агрессия, оценка, социальные качества лица. <...> Профессиональные качества и способности человека полу10 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 1606-00340 «Отношения противоположности в словаре и дискурсе: лексикографический, когнитивно-дискурсивный и лингвокультурологический аспекты») и Программы повышения конкурентоспособности УрФУ на 2013-2020 <...>