В.А. МАРЬЯНЧИК (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия) УДК 81'38 ББК Ш105.55 СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ Аннотация: В статье анализируется стилистический эффект как результат продуктивной и репродуктивной речевой деятельности человека, следовательно, как аспект моделирования языковой личности. <...> Выделяются две стороны стилистического эффекта – эмотивные и когнитивные реакции на форму текста. <...> Стилистический эффект рассматривается как компонент стилистической структуры речевого акта в единстве со стилистическим заданием и значением. <...> Описываются известные и новые классификации стилистических эффектов. <...> Предлагаются способы определения стилистического эффекта той или иной группы (состоявшийся – несостоявшийся, преднамеренный – непреднамеренный). <...> Автором выдвигается идея разработки единой типологии стилистических эффектов, необходимой для систематизации результатов психолингвистических исследований. <...> Предлагается оригинальная типология стилистических эффектов, построенная по принципу оппозиций. <...> На основе материала, полученного в результате проведения эксперимента, сделаны обобщения и выводы о признаках стилистического эффекта как психолингвистического явления, о специфике стилистических эффектов текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, о тесной связи стилистического и прагматического эффектов текста, которая обусловлена единством содержания и формы. <...> Ключевые слова: языковая личность, стилистическая структура речевого акта, стилистическое задание, стилистический эффект, стилистика декодирования, интерпретация, эмотивная реакция, когнитивная реакция. <...> В современной лингвистике активно используются разнообразные инструменты изучения языковой личности, построенные на исследовании вокабуляра (лексикона) и корпуса текстов (высказываний), создаваемых носителем языка. <...> Наряду с этим языковая личность характеризуется <...>