Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610370)
Контекстум
Философия образования  / №1 2016

ФРАКТАЛЬНО-РЕЗОНАНСНЫЙ И КВАНТОВЫЙ ПОДХОДЫ КАК МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторМаджуга
АвторыСиницина И.А., Асадуллина С.Х., Асадуллин Э.Ф.
Страниц17
ID364624
АннотацияВ ракурсе постнеклассической научной парадигмы в методологии современного социально-гуманитарного знания возникает стремление включить в объяснительные схемы категорию человека, что открывает возможность анализировать такие междисциплинарные феномены, как субъектность, индивидуальность, личность, «духовное Я», сознание, совесть, нравственность. Объяснение сущности этих дефиниций требует осмысления, философской рефлексии, реинтерпретации методологических подходов в рамках современного социально-гуманитарного знания в целом. В статье рассматривается взаимосвязь фрактально-резонансного и квантового подходов, которые могут выступать в качестве объяснительного принципа явлений, имеющих отношение к получению социокультурного опыта в образовательном процессе. Характеризуя особенности человека как многомерного феномена, авторы представляют его в качестве информационной самоподобной структуры, пронизывающей физическое тело и являющейся источником нелинейных фракталов, взаимодействующей с миром и самим собой по принципу резонанса. Исходя из этого положения, они впервые формулируют сущностные характеристики фрактально-резонансного и квантового подходов применительно к сфере социально-гуманитарного знания. Обращаясь к методологии названных подходов, авторы представляют и описывают систему принципов, на которых основывается их реализация в современном образовании. В исследовании обобщен и систематизирован опыт отечественных и зарубежных ученых, который позволяет создать целостное представление о методологических возможностях фрактально-резонансного и квантового подходов в образовании. Особого внимания заслуживает сформулированная и теоретически обоснованная авторами система принципов фрактально-резонансного и квантового подходов, которая позволяет осуществлять трансляцию социокультурного опыта в образовательном процессе, основанную на закономерностях квантовой механики и теории фракталов. Несомненным достоинством данной статьи является концептуализация идей квантовой психологии и фрактальной педагогики и обоснование необходимости их применения в сфере современного образования. В ходе компаративистского анализа авторами высказывается мнение, что «реальность» одного классического мира включает множество альтернативных миров, которые несут в себе черты самоподобия, а большинство из них обладает полностью фрактальными, масштабно инвариантными формами. В контексте принципов фрактально-резонансного подхода обосновывается, что реальность и сознание представляют собой единое целое, где сознание можно рассматривать как взаимосвязь фрактальных структур внутреннего и внешнего миров человека, при этом квантовый подход дает возможность в полной мере выявить, как ментальное, идеальное соотносится с материальным, физическим, телесным.
УДК378++37.0
ФРАКТАЛЬНО-РЕЗОНАНСНЫЙ И КВАНТОВЫЙ ПОДХОДЫ КАК МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ / А.Г. Маджуга [и др.] // Философия образования .— 2016 .— №1 .— С. 153-169 .— URL: https://rucont.ru/efd/364624 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

SPECIFIC PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL PROCESS IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION DOI: 10.15372/PHE20160115 УДК 378++37.0 ФРАКТАЛЬНО-РЕЗОНАНСНЫЙ И КВАНТОВЫЙ ПОДХОДЫ КАК МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ А. Г. Маджуга, И. А. Синицина, С. Х. Асадуллина, Э. Ф. Асадуллин (Стерлитамак) В ракурсе постнеклассической научной парадигмы в методологии современного социально-гуманитарного знания возникает стремление включить в объяснительные схемы категорию человека, что открывает возможность  Маджуга А. Г., Синицина И. А., Асадуллина С. Х., Асадуллин Э. Ф., 2016 Маджуга Анатолий Геннадьевич – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». <...> E-mail: Mag-d@rambler.ru Синицина Ирина Анатольевна – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». <...> E-mail: irinasinica@mail.ru Асадуллина Светлана Халиулловна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Асадуллин Эльдар Фаритович – кандидат философских наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания, Стерлитамакскийо филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». психолого-педагогического образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». <...> – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogics, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. <...> Sinitsina Irina А. – senior lecturer of the Department of Psychology and Pedagogics, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. <...> – Candidate of Philosophical Sciences, Docent of the Chair of General History and Teaching Methods, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. <...> – Candidate of Psychological Sciences, Docent of the Chair of Psychological-Pedagogical Education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. <...> 145 Философия образования, № 1(64), 2016 анализировать такие междисциплинарные феномены, как субъектность, индивидуальность, личность, «духовное Я», сознание, совесть, нравственность. <...> Объяснение сущности этих дефиниций требует осмысления, философской рефлексии <...>