Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610537)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование.  / №3 2015

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКоротаева
Страниц15
ID353775
АннотацияЦелью нашего исследования была диагностика общеучебных умений студентов-гуманитариев в процессе работы с текстом объяснительного типа. Согласно самоотчетам учащихся, выделение главного является основной стратегией в работе с учебным материалом. Нас интересовало, какие критерии используют студенты при дифференциации существенной информации в специально сконструированном учебно-научном тексте. В исследовании принимали участие 3 группы студентов гуманитарных специальностей, всего 431 человек. Подавляющее меньшинство студентов контролируют эффективность усвоения учебного материала в соответствии с метакогнитивными критериями. Только 6% учащихся выделили в качестве главного описание фактов и их объяснение. Остальные студенты в качестве существенной информации предпочитают утверждения в форме определений, исторические ссылки и утверждения о значимости проблемы. Результаты свидетельствуют о том, что у студентов не сформированы нормативные академические представления о структуре научного знания и стратегии его усвоения.
Коротаева, И.В. ДИАГНОСТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ / И.В. Коротаева // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. .— 2015 .— №3 .— С. 73-87 .— URL: https://rucont.ru/efd/353775 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№3 РЕАЛИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ И.В. <...> Коротаева (факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; email: korotaeva_irina@mail.ru) Целью нашего исследования была диагностика общеучебных уме ний студентовгуманитариев в процессе работы с текстом объясни тельного типа. <...> Нас интересовало, какие критерии используют студенты при дифферен циации существенной информации в специально сконструированном учебнонаучном тексте. <...> Подавля ющее меньшинство студентов контролируют эффективность усвоения учебного материала в соответствии с метакогнитивными критериями. <...> Только 6% учащихся выделили в качестве главного описание фактов и их объяснение. <...> Результаты сви детельствуют о том, что у студентов не сформированы нормативные академические представления о структуре научного знания и страте гии его усвоения. <...> Ключевые слова: общеучебные умения, метакогнитивные знания и стратегии, текст объяснительного типа, выделение главного в тексте. <...> Реформируемая отечествен ная система образования в этом вопросе “ориентирована на сис темнодеятельностный подход, предполагающий формирование у учащихся предметных и универсальных способов действий, 73 а также обобщенных способов действий с учебным материалом, направленных на решение учебнопознавательных и учебно практических задач” [1]. <...> Именно выделение структуры дейст вий, составляющих в том числе основы умения учиться, а также организация их формирования у школьников и студентов от личают реализацию деятельностной парадигмы в образовании от традиционного рассмотрения учения как процесса усвоения знаний, умений и навыков. <...> обучение уме нию учиться строилось на разграничении деятельности учения и действий, усваиваемых в учении. <...> В структуре деятельности учения, разработанной этими авторами, выделялись действия двух планов: 1) действия первого плана, обеспечивающие уясне ние <...>