КАЧЕСТВО, НАДЕЖНОСТЬ УДК 621.43 Прогнозирование долговечности и износостойкости ДВС Канд-ты техн. наук В. А. КОЧЕНОВ, Ю. И. НИКИТИН, инж-ры И. И. ЧЕРЕМОХИНА, Т. С. ЧИЧЕРОВА (Нижегородская ГСХА, cheriraida@mail.ru) Аннотация. <...> На основании физики изнашивания и эмпирических данных определена зависимость предельного износа и ресурса деталей от степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала. <...> Ключевые слова: предельный износ, ресурс, форсирование, степень сжатия, частота вращения коленчатого вала. <...> Развитие ДВС неразрывно связано с форсированием и ростом нагрузок в деталях и сопряжениях. <...> Зависимость долговечности и износостойкости деталей от форсирования ДВС необходима для прогнозирования надежности вновь создаваемых ДВС, для выявления перспектив проектирования и модернизации производства трибосопряжений, разработки технических условий для диагностирования двигателей в эксплуатации и дефектования деталей при ремонте. <...> Аналитические модели учитывают меньшее число факторов, почти всегда требуют значительных допущений и упрощений. <...> Использование аналитических методов осложняется тем, что в процессе эксплуатации свойства деталей и трибосопряжений изменяются и эти изменения трудно поддаются математическому анализу. <...> Чтобы минимизировать потери времени и средств, необходимо совмещать аналитическое моделирование с известными эмпирическими данными долговечности и износостойкости серийных двигателей. <...> Предлагаемая работа основывается на динамике развития автомобильных ДВС, отраженной в показателях технической характеристики двигателей ГАЗ и ЗМЗ [1], а также эмпирических данных износа деталей кривошипно-шатунного механизма (КШМ) и цилиндропоршневой группы (ЦПГ) этих двигателей [2]. <...> Предельный износ является окончанием нормального и началом аварийного периодов эксплуатации. <...> Смена периодов происходит из-за повышения зазора и появления ударных нагрузок, резко увеличивающих интенсивность изнашивания <...>