Каждый писатель, прибегая к психологическому анализу внутреннего состоя ния человекаперсонажа, хотел бы видеть в чи тателе «сейсмограф» совершенной конструк ции, способный отвечать на проявления челове ческой души. <...> Задача читателя — «прочесть» эти внешние проявления и распознать в них страдания, раскаяние, радость и горе. <...> Автор статьи, московский психотерапевт Ольга Троицкая, разделила эти понятия, показа ла их сходство и различия, степень выраженнос ти на примерах поведения и переживания реаль ных детей. <...> В том и другом чувстве есть осуждение, не довольство собой, угрызение совести, неудов летворенность своим поведением с точки зре ния интересов других людей и выработанных в обществе правил. <...> Известно немало случа ев, когда в наши дни психологи в своем профес сиональном образовании изучают психологи ческую глубину души ребенка по произведению Толстого «Детство». <...> В нашем случае, в предлагаемых для обсуж дения рассказах о совести стыд как психологи ческое переживание проявился более всего в рассказе Виктора Солоухина «Ножичек с костя ной ручкой». <...> Другие рас сказы более всего отражают чувство вины, рас каяния перед теми, кому они причинили страда ние, и перед самим собой, как это отражено в рассказах Валентины Осеевой «Бабка» и Надеж ды Васильевой «Полынья». <...> Задача пособия — пробудить и обострить собственные чувства юных читателей через внимание и сопережива ние чувствам литературных персонажей, таких же подростков, как они сами. <...> Русская пословица Побудительной силой утверждения в челове ке добра является совесть — работа самосозна ния и чувство вины изза собственного ошибоч ного поведения. <...> Иначе гово ря, совесть — это осознание человеком зла, умышленно или нечаянно причиненного друго му человеку или животному. <...> С одной стороны, человеку хочется доказать себе, что «он ни при чем», что он не виноват в совершенном действии. <...> Вместе с этим оно <...>