Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610073)
Контекстум

Общая педагогика (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКордонская И. Б.
ИздательствоИзд-во ПГУТИ
Страниц58
ID319729
АннотацияВ конспекте лекции рассмотрены предмет, задачи и методы педагогики, закономерности развития личности, процесса воспитания и обучения.
УДК37.01/.02
ББК74.00
Кордонская, И.Б. Общая педагогика : конспект лекций / И.Б. Кордонская .— Самара : Изд-во ПГУТИ, 2015 .— 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/319729 (дата обращения: 14.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Общая педагогика Конспект лекций Самара - 2015 Общая педагогика Содержание 1. <...> Управление педагогическими системами …………………… 66 6.1Государственный характер управления системой образования. <...> Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. <...> В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. <...> Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. <...> В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. <...> 2 1.3 Методы педагогических исследований Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. <...> В зависимости от этого решается вопрос о выборе методов исследования. <...> Объектами наблюдения могут быть отдельные воспитанники, целые учебные коллективы, педагоги, руководители, родители, а также различные стороны 2 Подласый И.П. <...> Непосредственное наблюдение дает возможность исследователю видеть педагогический процесс таким, каков он есть на самом деле. <...> Вопросы в анкете могут быть трех типов: открытые, когда характер ответов на них, их форма заранее не предусмотрены; закрытые, когда респондент выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда респондент может выбрать один или несколько из предложенных ему ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос. <...> Эффективность беседы, так же как и опроса, во многом зависит от содержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения их цели и назначения. <...> Он предполагает коллективное обсуждение педагогами результатов <...>
Общая_педагогика_Конспект_лекций_.pdf
Общая педагогика Содержание 1. Предмет, задачи и методы педагогики…………………………. 2 1.1 Педагогика-наука о воспитании. Возникновение и развитие……2 1.2 Основные категории. ………………………………………………….. 2 1.3 Методы педагогических исследований……………………………. 5 2. Общие закономерности развития личности …………………. 12 2.1Процесс развития……………………………………………………..…12 2.2 Влияние среды. …………………………………………………………..13 2.3Развитие и воспитание……………………………………………..…..15 2.4Возрастные и индивидуальные особенности развития………….16 2.5Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп……………………………………………………………………………19 2.6 Цели воспитания……………………………………………………..…..22 3. Педагогический процесс …………………………………………26 3.1 Целостность педагогического процесса………………………..… 26 3.2 Закономерности и принципы……………………………….………. 28 3.3 Этапы педагогического процесса…………………………..………29 3.4Педагогические инновации……………………………………….…….31 4. Процесс обучения ……………………………………………..….33 4.1Сущность и цели обучения……………………………………….…….33 4.2 Мотивация учения. ……………………………………………….……36 4.3Закономерности, принципы и правила обучения. …………..…….39 4.4 Методы, виды и форма обучения…………………………………….45 4.5 Диагностика обучения…………………………………………..……..53 5. Процесс воспитания ………………………………………………56 5.1Сущность и содержание процесса воспитания……………….….56 5.2Принципы, формы и методы воспитания. ………………………..58 5.3Технология воспитания…………………………………………….…..62 5.4Воспитание в коллективе. ……………………………………………63 5.5 Общественное и семейное воспитание………………………..…..64 6. Управление педагогическими системами …………………… 66 6.1Государственный характер управления системой образования.66 6.2Функции и управленческая культура………………………………….69 6.3Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами…………………………………71 6.4 Роль организации в управлении……………………………………….73 Источники информации ….. ………………………………………76 2
Стр.2
1. Предмет, задачи и методы педагогики 1.1 Педагогика-наука о воспитании. Возникновение и развитие. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости». Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине. В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным». Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. 1.2 Основные категории. А. С. Макаренко — ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы 3
Стр.3