№ 9 (166)
сентябрь
2016
Выходит с 2002 года
АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты
PDF версию читайте на www.muzklondike.ru
Ве с т ник т в орч е с т в а и к у л ь т у ры l му зы к а l в о к а л l х оре о гра фия l т е а тр
ОПЕРА, КОТОРАЯ ЗВУЧИТ ГРОМКО! Что OPEN-AIR нам готовит?
Концертно-театральный сезон вступил в
свои законные права. Озвучены планы –
премьеры, гастроли, фестивали, юбилеи.
Публика в нетерпении: ну, чем еще удивите?
Удивляться начали. Астраханский
оперный театр открыл сезон премьерой
оперы Римского-Корсакова «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Название в репертуаре редкое. Но
«Китеж» в формате open-air, да еще осенью,
да еще так, чтобы всем понравилось –
что-то небывалое. Настораживает и заставляет
задуматься: что же случилось?
Может, климат изменился?
Опера опен-эйр – формат для России
знакомый, стоит вспомнить хотя бы «Бориса
Годунова» на Соборной площади Московского
Кремля в мае 2003 года. С того
памятного момента любой разговор об
опен-эйр традиционно начинается с вопроса:
а как с погодой? Обычно не везет, переменчивая
у нас погода. Но, похоже,
климат, и правда, меняется. Речь не столько
о природных катаклизмах, сколько о культурном
климате российского общества.
Академическое музыкальное искусство
уверенно входит в нашу жизнь, занимает
почетное место, несмотря на все преграды и
заслоны. Звучит громко, пафосно? А как
еще должно звучать?
Чем же хорош оперный опен-эйр? Помимо
того, что это красиво, зрелищно, доступно
для широкого зрителя, организация
подобного проекта требует решения множества
вопросов и консолидации усилий различных
институтов. Опера становится
связующим звеном, объединяет людей разных
вкусов, интересов, специальностей. При
этом все они работают на общий результат –
полноценный оперный спектакль, который,
возможно, станет событием в культурной
КИЛОГРАММЫ
МУЗЫКИ
2016 номерных
боксов Эмиля
Гилельса, ручная
сборка и мечты
о Вагнере – рассказывает
Карина Абрамян,
PR-директор фирмы
«Мелодия».
Карина Абрамян
стр. 2
ИВАНОВКА –
СТОЛИЦЫ
ЗАВИДУЮТ
В музее-усадьбе
прошел Второй
международный
фестиваль имени
Сергея Рахманинова.
Александр Ермаков
стр. 5
стр. 6
Феврония - Елена Разгуляева
жизни страны. Это опера для всех, если под
«всеми» понимать не только слушателей, но
исполнителей и организаторов.
Что ставить, где, как, с какой целью и, что
немаловажно, на какие средства? Список вопросов
можно продолжить до бесконечности:
взаимодействие с турфирмами, международное
культурное сотрудничество, социальная и
образовательная составляющие, коммерческий
успех. Потенциал оперных опен-эйр
сложно переоценить. За последние годы накопилось
достаточно опыта. Русская опера в естественных
декорациях звучала в Москве,
Санкт-Петербурге, Казани, Астрахани, Костроме,
Великом Новгороде, Пскове. Однако
говорить об отечественных традициях оперных
постановок на открытом воздухе рано, поскольку
в большинстве случаев это акции разовые.
Есть, правда, исключения. «Русская
опера у стен монастыря» в Подмосковье и
«ОНЕГИН»
ДЛЯ
ПРИМАДОННЫ
Российская
«Национальная
оперная премия
«Онегин» объявляет
свои номинации,
ждет заявок
и предложений.
стр.4
ДВОЙНОЕ
НАЧАЛО
Владимир Юровский
и ГАСО задают
планку нового сезона –
в диапазоне от Моцарта
до Подгайца
и Задерацкого.
Владимир Юровский
стр. 15
«Опера – всем» в Санкт-Петербурге проводятся
уже не первый год. Астрахань тоже ввела
в практику подобные опыты, нынешняя опенэйр-постановка
- третья по счету, до «Китежа»
были «Борис Годунов» и «Князь Игорь».
Сегодня мы начинаем разговор о проблемах
и перспективах жанра опен-эйр. Слово
экспертам.
Нармин Ширалиева, Советник Губернатора
Московской области по культуре:
Особенность проекта «Русская опера у
стен монастыря», фестиваля, который проходил
этим летом в рамках Губернаторской программы
«Наше Подмосковье», состоит в том,
что это результат совместной работы институтов
культуры и церкви. На круглом
столе «Церковь и культура: миф о противостоянии,
правда о диалоге», который мы проводили
в Доме правительства Московской
области, присутствовали представители
ЗВУКИ
ДУТАРА
Мамед Гусейнов -
Не могу найти
рационального
объяснения, зачем
нужно проводить
наш фестиваль,
но иррациональное
есть…
Сергей Лейферкус
стр. 4
«ЗЕРКАЛО
В ЗЕРКАЛЕ»
В арт-пространстве
уникального
фестиваля
зазвучит сложная
полифония
географических,
этнических
и творческих пластов…
Арво Пярт
Мамед Гусейнов
Московской епархии и деятели культуры.
Дмитрий Бертман, художественный руководитель
Московского театра «Геликон-опера»,
сказал о том, что русская музыка и, в частности,
опера, является одним из самых высоких
и, одновременно, доступных проявлений культуры.
Мы решили сделать фестиваль, который
помог бы тысячам жителей Подмосковья
открыть для себя русскую оперу. И в Коломне,
и в Дмитрове – невероятной красоты соборы,
которые стали как бы «живой декорацией».
Колокольни монастырей также были задействованы,
что придавало особый масштаб и
историзм всему происходящему. По словам самого
Бертмана, ни в одном театре невозможно
было добиться того эффекта, какой производил
меняющийся дневной и вечерний свет, стаи
птиц, пролетающих над сценой, облака и лучи
розового заката... Это было непередаваемо
красиво, поверьте. Технологически самым важным
было добиться идеального звучания – всетаки
спектакли играли на площади для трех с
лишним тысяч человек. Была проведена определенная
работа, благо профессиональных звукорежиссеров
у нас вполне хватает, и звучание
было безукоризненным. Восторженные отзывы
зрителей мы получаем до сих пор. Некоторые
из них впервые услышали оперы
«Царская невеста» и «Борис Годунов» и теперь
увлекаются оперой, открывают для
себя новый мир классической музыки. Другие
зрители – более искушенные. Они сравнивают
постановки, которые увидели в формате
опен-эйр, с теми, что видели в театре,
и отмечают эксклюзивность зрелища, его
особенную выразительность. Убеждена, что
этот фестиваль будет жить, и в следующем
году мы найдем новые исторические площадки
для показа оперных спектаклей.
Фото предоставлено организаторами
Продолжение на 3 стр.
12+
Стр.1