ISBN 978-5-9765-1955-8 Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта направления подготовки бакалавриата 050400.62 – Психолого-педагогическое образование по дисциплине «Педагогическая психология». <...> Взаимоотношение обучения и развития как базисная проблема педагогической психологии. <...> Система развивающего обучения по системе Л. В. Занкова 40 1.9. <...> Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, её основные компоненты. <...> Данное учебно-методическое пособие разработано с такой целью, чтобы студенты смогли изучить не только теоретические основы педагогической психологии, но также попробовали применить полученные знания в практической деятельности. <...> Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта направления подготовки бакалавриата 050400.62 – Психолого-педагогическое образование по дисциплине «Педагогическая психология». <...> Б. Г. Ананьев считает, что педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая «. заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений» [3, с. <...> Н. Ф. Талызина подчеркивает, что «педагогическая психология изучает прежде всего процесс учения, его структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. <...> И. А. Зимняя говорит о том, что предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения со циокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса [15, с. <...> Частные задачи педагогической психологии: 1) раскрытие механизмов и закономерностей <...>
Педагогическая_психология_(2).pdf
С.С. Петренко
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Задачник
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2025
Стр.1
УДК 370.153
ББК 88.6
П30
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ
Р е ц е н з е н т ы:
Татарчук Д.П., канд. психол. наук, декан
факультета педагогики и психологии
Почетный работник СПО, зав. каф. педагогики и психологии
ГАОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска;
Стародубцева Л.С., канд. психол. наук,
Суербаева Р.А., педагог-психолог высшей квалификационной категории
МОАУ «СОШ № 8 г. Орска»
П30
Петренко С.С.
Педагогическая психология : задачник / С.С. Петренко. – 4-е изд.,
Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального
государственного образовательного стандарта направления подготовки
бакалавриата 050400.62 – Психолого-педагогическое образование по
дисциплине «Педагогическая психология».
Для студентов факультета педагогики и психологии.
УДК 370.153
ББК 88.6
стер. – Москва : ФЛИНТА, 2025. – 118 с. – ISBN 978-5-9765-1955-8. – Текст :
электронный.
ISBN 978-5-9765-1955-8
© Петренко С.С., 2018
© Издательство «ФЛИНТА», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................ 5
1. Педагогическая психология как наука ................................... 6
1.1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
Характеристика методов педагогической психологии. Основные
этапы в становлении и развитии педагогической психологии ........ 6
1.2. Сущность понятий: научение, обучение, учение, учебная
деятельность. Структура учения и учебной деятельности.
Мотивация учения ………………………………............................. 11
1.3. Взаимоотношение обучения и развития как базисная
проблема педагогической психологии. Концепция зоны
ближайшего развития Л. С. Выготского. Процесс обучения
и его специфические особенности. Виды обучения ……….......... 17
1.4. Психологическая сущность программированного обучения.
Общие признаки и организация программированного обучения.
Преимущества и недостатки компьютеризации образования ......... 22
1.5. Гипотеза П. Я. Гальперина о поэтапном формировании
умственных действий. Этапы формирования умственных
действий ................................................................................................... 26
1.6. Психологическая сущность и организация проблемного
обучения. Способы создания и использования проблемных
ситуаций в процессе обучения ......................................................... 30
1.7. Общая характеристика развивающего обучения. Сущность
развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина –
В. В. Давыдова ……………………………....................................... 34
1.8. Система развивающего обучения по системе Л. В. Занкова 40
1.9. Понятие воспитания. Виды воспитания. Принципы
и методы воспитания. Методы и приёмы самовоспитания .......... 42
1.10. Психология личности учителя. Специфика и структура
педагогических способностей. Психологические вопросы
педагогического такта …................................................................... 46
Стр.3
1.11. Психологическая сущность и специфика педагогической
деятельности, её основные компоненты. Формы и функции
педагогической деятельности. Понятие о стилях педагогической
деятельности. Психолого-педагогические умения
в структуре деятельности учителя ................................................... 53
1.12. Педагогическое общение. Понятие и цели педагогического
общения. Уровни и этапы педагогического общения. Барьеры
педагогического общения……………………………….................... 58
2. Практическое применение педагогической психологии ..... 65
2.1. Контрольные задания ………………………………............... 65
2.2. Педагогические ситуации ………………………..….............. 88
Заключение ………………………………………………...…........ 113
Библиографический список .......................................................... 114
Стр.4