ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики физического воспитания
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ
В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Сургут 2015
Стр.1
УДК 372.363(07)
ББК 74.100.55я73
О–64
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Учебно-методическое пособие утверждено
на заседании теории и методики физического воспитания
17 февраля 2015 года, протокол № 10
Рецензент:
Кандидат педагогических наук, доцент
кафедры теории и методики физического воспитания
Сургутского государственного педагогического университета
Г.М. Акушев
О–64 Организация занятий ритмической гимнастикой в дошкольной
образовательной организации : учебно-метод. пособие / Департамент
образования и молодёж. политики ХМАО-Югры, Гос.
образоват. учреждение высш. проф. образования Ханты-Манс.
авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М. Е. Снигур. –
Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 99, [1] с., ил.
Учебно-методическое пособие разработано на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое
образование», по направлению подготовки 034400 «Физическая
культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая
культура)».
Учебное пособие содержит теоретический и практический материал,
освещающий разделы учебной дисциплины «Теория и методика физической
культуры и спорта» по вопросам дошкольного воспитания в области
физической культуры.
Данное пособие позволяет организовать самостоятельную работу
студентов по организации непосредственной образовательной деятельности
по направлению «Физическое развитие» в дошкольной образовательной
организации в соответствие с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Пособие адресовано обучающимся по программам бакалавриата,
магистратуры, а также инструкторам по физической культуре дошкольных
образовательных организаций.
УДК 372.363(07)
ББК 74.100.55я73
© Сургутский государственный педагогический университет, 2015
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................... 4
Глава 1
Ритмическая гимнастика
в физическом воспитании детей дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС ДО
1.1. Роль и место ритмической гимнастики в физическом воспитании
дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО .................................... 9
1.2. Организация непосредственной образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
в условиях реализации ФГОС ДО .............................................................. 17
1.3. Характеристика форм организации ритмической гимнастики
в физическом воспитании дошкольников ................................................. 42
1.4. Особенности проведения занятий ритмической гимнастикой ... 52
Контрольные вопросы к первой главе ....................................................... 57
Глава 2
Методические особенности занятий
по физической культуре дошкольников
с введением в них комплексов ритмической гимнастики
2.1. Методические особенности составления комплекса
ритмической гимнастики по сюжету сказки ............................................. 58
2.2. Методические особенности обучения
сюжетным комплексам ритмической гимнастики .................................... 60
2.3. Комплексы ритмической гимнастики
с акцентированным развитием координации и гибкости ......................... 66
2.4. Особенности комплексов ритмической гимнастики
с акцентированным развитием силы .......................................................... 67
2.5. Методические особенности упражнений психогимнастики
в комплексах ритмической гимнастики ..................................................... 70
Контрольные вопросы ко второй главе ..................................................... 74
Практические задания ................................................................................. 75
Литература ................................................................................................... 81
Приложения ................................................................................................. 84
– 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования отмечается, что процессы интеграции должны
происходить на основе межпредметных связей образовательных областей,
которые являются актуальной интерпретацией современного
образования [22].
Как показывает теория и практика дошкольного образования,
двигательная и познавательная деятельность ребенка представляют
собой малосвязанные явления. Физическая культура в пространстве
дошкольной образовательной организации рассматривается в отрыве
от общего образовательного процесса [2, 14].
По мнению Н.В. Зарецкой, ритмическая гимнастика является
новым педагогическим направлением, представляющим собой совокупность
множественных компонентов, объединенных общей целью
функционирования и взаимодействующих как целостное явление.
Данное направление определяет интеграционную сущность и представляет
собой синтез основополагающего компонента образовательной
области «Физическое развитие», базовым элементом которой
является ритмическая гимнастика которая интегрирует с другими
образовательными областями (социально-коммуникативного, художественно,
эстетического) и учебно-познавательным материалом дошкольной
образовательной программы [7].
Организация физического развития на основе функционирования
занятий ритмической гимнастикой в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения способствует эффективному
развитию двигательных и познавательных способностей детей
и укреплению их здоровья
Учебно-методическое пособие «Организация занятий ритмической
гимнастикой в дошкольной образовательной организации» освещает
разделы учебной дисциплины «Теория и методика физической
культуры и спорта» и призвано выполнить функции интеграции теоретических
знаний и практических умений, приобретенных обучающимися
при изучении разных учебных курсов и дисциплин.
Цель учебно-методического пособия – организация самостоятельной
работы студентов по усвоению теоретического и практического
материала по вопросам организации занятий ритмической гимнастикой
в дошкольной образовательной организации.
– 4 –
Стр.4
Формируемые компетенции.
В процессе изучения модуля «Организация занятий ритмической
гимнастикой в дошкольной образовательной организации» обучающийся
должен обладать следующими компетенциями (ФГОС
ВПО):
по направлению подготовки «Педагогическое образование»
с квалификацией (степенью):
бакалавр:
готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания
для повышения адаптационных резервов организма и укрепления
здоровья (ОК-5);
способен использовать систематизированные теоретические
и практические знания гуманитарных, социальных и экономических
наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
магистр:
готовностью использовать знание современных проблем науки
и образования при решении образовательных и профессиональных
задач (ОК-2);
способностью применять современные методики и технологии
организации и реализации образовательного процесса на различных
образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях
(ПК-1);
по направлению подготовки «Физическая культура для лиц
с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая
культура)»:
бакалавр:
способностью находить организационно-управленческие решения
в нестандартных ситуациях и готов за них нести ответственность
(ОК-7);
умением планировать содержание уроков, занятий и других
форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола,
нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарногигиенических
основ образовательной деятельности, климатических,
национальных, религиозных особенностей (ПК-7);
готовностью применять в профессиональной деятельности
современные средства, методы, приемы, технические средства для
осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения
и оценивать состояние занимающихся (ПК-8).
– 5 –
Стр.5
Содержание учебно-методического пособия обеспечивает студентам
полное и аргументированное изложение рассматриваемых
вопросов по организации непосредственной образовательной деятельности
по направлению «Физическое развитие» в дошкольной
образовательной организации и позволяет формировать компетенции
дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта».
Планируемые результаты обучения:
В результате обучения студент должен
знать:
роль и место занятий ритмической гимнастикой в физическом
воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;
организацию непосредственной образовательной деятельности
в соответствии с направлениями развития ребенка в условиях реализации
ФГОС ДО;
особенности проведения занятий ритмической гимнастикой;
методические особенности составления комплексов ритмической
гимнастики;
уметь:
составлять комплексы физических упражнений для занятий
ритмической гимнастикой;
отбирать оптимальные методы, приемы, средства и формы
обучения и воспитания в соответствии с выбранной технологией;
применять в профессиональной деятельности современные
средства, методы, приемы, технические средства обучения;
проводить занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного
возраста в различных возрастных группах;
владеть:
практическим выполнением ритмических упражнений, входящих
в содержание занятий ритмической гимнастикой;
навыками рациональной организации и проведения занятий
ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста в различных
возрастных группах;
методикой формирования мотивации учебной деятельности
дошкольников на занятиях ритмической гимнастикой.
В рамках самостоятельной работы для студентов в конце каждой
главы предлагается ответить на вопросы и выполнить практические
задания.
– 6 –
Стр.6
Описание форм и критериев оценивания проверки
усвоения учебных результатов.
1. Устный опрос:
«Зачтено» выставляется при условии, если:
обучающийся показывает хорошие знания изученного учебного
материала;
самостоятельно, логично и последовательно излагает материалы
учебного курса;
полностью раскрывает вопрос;
показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый
практический опыт.
«Не зачтено» – выставляется при условии, если:
обучающийся не может изложить содержание материала,
не знает основных понятий изучаемого курса, не отвечает на дополнительные
и наводящие вопросы преподавателя.
2. Написание плана-конспекта занятия ритмической гимнастикой
для детей дошкольного возраста:
«Зачтено» выставляется при условии, если в ходе написания
конспекта обучающийся:
демонстрирует необходимые профессиональные знания возрастных,
индивидуальных особенностей воспитанников;
подбирает оптимальные методы, приемы, средства и формы
обучения и воспитания в соответствии с выбранной технологией;
составляет план-конспект занятия ритмической гимнастикой
с учетом требований ФГОС ДО.
«Не зачтено» выставляется, если обучающий допускает
принципиальные ошибки в выполнении предусмотренного задания:
основное содержание материала не раскрыто;
нарушена последовательность написания плана- конспекта
занятия ритмической гимнастикой;
физические упражнения подобраны без учета возрастных
особенностей детей, требований ФГОС ДО к физическому развитию
детей.
– 7 –
Стр.7
3. Проведение занятия ритмической гимнастикой для детей
дошкольного возраста:
«Зачтено» выставляется если:
применяемые методы соответствуют поставленным целям,
задачам и содержанию занятия ритмической гимнастикой;
обучающийся демонстрирует умение вносить изменения в существующие
дидактические и методические материалы с целью достижения
более высоких результатов.
«Не зачтено» выставляется если обучающийся не обладает
достаточным уровнем практических знаний, не знает методики выполнения
ритмических упражнений и проведения занятий ритмической
гимнастикой, не может самостоятельно продемонстрировать практические
умения или выполняет их, допуская грубые ошибки.
– 8 –
Стр.8