Основные задачи дисциплины: – формирование целостного представления о соотношении понятий информационная технология (ИТ), информационная система (ИС) и управленческая структура объекта; о стратегическом планировании развития ИТ и ИС на объекте управления; о типах информационных систем, тенденциях их развития и возможностях их применений на объекте управления; об организации управления; – формирование представления об основных аспектах разработки ценовой политики применения информационных систем в предметной области; основных приемах менеджмента для каждого этапа (разработка, внедрение и эксплуатация) организации ИТ и ИС на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях; функциях ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта; – формирование умения оценить преимущества и недостатки закупки готовых или разработки новых ИТ и ИС; выбирать критерии оценки рынка ИТ и ИС; находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях; – развитие умений и навыков выбора и использования критериев оценки рынка ИТ и ИС; подготовки документации по менеджменту качества информационных технологий. <...> 3 Управление информационной системой (ИС) на всех этапах ее жизненного цикла, ее стратегическое развитие, маркетинг – задачи информационного менеджмента. <...> Информационный менеджмент является актуальным видом деятельности для любой фирмы – и производителя, и потребителя ИС. <...> Решая задачи управления производственного и технологического характера, информационный менеджмент (в узком смысле) позволяет достичь цели в основной деятельности организации. <...> Важность изучения таких разделов дисциплины, как формирование технологической среды информационной системы, развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания, 4 планирование в среде информационной системы, формирование организационной структуры в области информатизации, использование и эксплуатация <...>
Менеджмент_в_сфере_информационных_технологий.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
М. В. Трофимова
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 09.03.02 – Информационные системы
технологии
Профиль подготовки «Прикладное программирование
в информационных системах»
Бакалавриат
Ставрополь
2015
Стр.1
УДК 338.2:004 (075.8)
ББК 65.05 я73
Т 70
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Трофимова М. В.
Т 70 Менеджмент в сфере информационных технологий:
учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. –
195 с.
Пособие представляет курс лекций, в нем содержится теоретический
материал из 10 тем, вопросы для повторения после каждой
темы, глоссарий.
Предназначено для подготовки бакалавров по направлению
09.03.02 – Информационные системы технологии.
УДК 338.2:004 (075.8)
ББК 65.05 я73
Рецензенты:
д-р техн. наук, профессор Н. В. Кандуарова
(Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт),
канд. экон. наук, доцент О. И. Косьмина
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью освоения дисциплины «Менеджмент в сфере IT» является
формирование набора общекультурных (ОК-2, ОК-3) и профессиональных
(ПК-17, ПК-20) компетенций бакалавра по направлению
подготовки «Информационные системы и технологии».
Основные задачи дисциплины:
– формирование целостного представления о соотношении
понятий информационная технология (ИТ), информационная система
(ИС) и управленческая структура объекта; о стратегическом
планировании развития ИТ и ИС на объекте управления; о типах
информационных систем, тенденциях их развития и возможностях
их применений на объекте управления; об организации
управления;
– формирование представления об основных аспектах разработки
ценовой политики применения информационных систем
в предметной области; основных приемах менеджмента для каждого
этапа (разработка, внедрение и эксплуатация) организации
ИТ и ИС на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях;
функциях ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла
информационного продукта;
– формирование умения оценить преимущества и недостатки
закупки готовых или разработки новых ИТ и ИС; выбирать критерии
оценки рынка ИТ и ИС; находить организационно-управленческие
решения в нестандартных ситуациях;
– развитие умений и навыков выбора и использования критериев
оценки рынка ИТ и ИС; подготовки документации по менеджменту
качества информационных технологий.
Определение места информационной системы в системе
управления экономическим объектом и обеспечение координации
действий коллектива, который управляет информационной системой,
позволят развивать информационную систему в соответствии
с целями производства: обеспечить устойчивость функционирования
или выживания предприятия в конкурентной борьбе,
в том числе при выходе на международный рынок, получить максимальную
прибыль и др.
3
Стр.3
Управление информационной системой (ИС) на всех этапах
ее жизненного цикла, ее стратегическое развитие, маркетинг –
задачи информационного менеджмента.
Информационный менеджмент является актуальным видом деятельности
для любой фирмы – и производителя, и потребителя ИС.
Фирма-производитель заинтересована в организации управления
разработкой ИС, реализацией ИС на рынке и внедрением ИС на объекте.
Фирма-потребитель также заинтересована в быстром и бесконфликтном
внедрении ИС и поддержании ее эксплуатации.
Сферой информационного менеджмента (в широком смысле)
являются задачи управления на всех этапах жизненного цикла
экономического объекта, которые включают все действия и операции,
связанные как с информацией во всех формах и состояниях,
так и с предприятием в целом на основе данной информации.
Определение ценности и эффективности использования информационных
ресурсов (данных и знаний), других ресурсов предприятия,
связанных с информацией (технологических, кадровых, финансовых
и т. п.) – задачи, которые должны решаться одновременно
с задачами управления.
Решая задачи управления производственного и технологического
характера, информационный менеджмент (в узком смысле)
позволяет достичь цели в основной деятельности организации.
Это возможно только при эффективном согласованном управлении
элементами, процессами и ресурсами информационной системы,
и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия.
Во всех задачах управления в той или иной мере используются
информационные системы и реализованные в них информационные
технологии.
Курс лекций представлен десятью темами и рассчитан на изучение
в одном семестре студентами направления подготовки
«Информационные системы и технологии».
Значение дисциплины в процессе формирования фундаментальных
и прикладных знаний бакалавра в области информационных
систем и технологий обусловлено компетентностной характеристикой
выпускника.
Важность изучения таких разделов дисциплины, как формирование
технологической среды информационной системы, развитие
информационной системы и обеспечение ее обслуживания,
4
Стр.4
планирование в среде информационной системы, формирование
организационной структуры в области информатизации, использование
и эксплуатация информационных систем, формирование
инновационной политики и осуществление инновационных программ,
управление персоналом в сфере информатизации, управление
капиталовложениями в сфере информатизации, формирование
и обеспечение комплексной защищенности информационных
ресурсов, обусловлена требованиями основной образовательной
программы, основополагающим значением в едином процессе
изучения дисциплин данного направления подготовки.
5
Стр.5