Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612408)
Контекстум
Машиностроение и инженерное образование

Машиностроение и инженерное образование №2 2013 (450,00 руб.)

0   0
Страниц67
ID306537
АннотацияТематика журнала охватывает широкий круг научных и технических тем в сфере машиностроения, актуальные проблемы высшего технического образования, а также вопросы интеграции науки, образования и производства. DOI: 10.17238/issn1815-1051
Машиностроение и инженерное образование .— 2004 .— 2013 .— №2 .— 67 с. — URL: https://rucont.ru/efd/306537 (дата обращения: 28.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пановко, А.Н. Полилов, Н.А. Татусь Изложены проблемы привлечения молодежи к научной деятельности и их закрепления в научных учреждениях на примере опыта Института машиноведения им. <...> Подробно об опыте взаимодействия ИМАШ техническими с университетами Москвы, связанном с подготовкой молодых научных кадров, было рассказано в работах [1–3]. <...> В данной работе обсуждаются основные задачи и формы работы, проводимой в ИМАШ и направленной на широкое привлечение молодежи к научной деятельности. <...> 2 Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 2 © Г.Я. Пановко, А.Н. Полилов, Н.А. Татусь, 2013 Подготовка научной смены для Академии наук – не менее важная задача, чем получение новых фундаментальных знаний. <...> Отметим, что в среднем стимулирующие выплаты для «взрослых» научных сотрудников в несколько раз меньше, чем для активно рабоМашиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 2 тающей молодежи. <...> Пановко, А.Н. Полилов, Н.А. Татусь фундаментальным Холм 2 – это базовые кафедры, НОЦ по проблемам механики и обеспечению надежности и безопасности современной техники совместно с МГТУ им. <...> Молодежная лаборатория безопасности и прочности композитных конструкций, Центр коллективного пользования научным оборудованием «Учебнонаучный испытательный комплекс для технических университетов Москвы» (ЦКП УНИКтУМ) – экспериментальная база для нового лабораторного практикума. <...> Наряду с этим необходимо: ● вести целенаправленную подготовку научных и инженерных кадров по направлениям научной деятельности ИМАШ через филиалы учебных кафедр и НОЦ; ● развивать интерес и мотивацию к научной работе путем привлечения молодежи к наиболее значимым и перспективным разработкам ИМАШ; 4 Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 2 ● создавать научную атмосферу за счет развития молодежных научных семинаров, конференций, конкурсов на лучшие работы. <...> При этом в программу обучения должно быть включено углубленное изучение механики разрушения <...>
Машиностроение_и_инженерное_образование_№2_2013.pdf
К 75-ËÅÒÈÞ ИМАШ РАН Ã.ß. Ïàíîâêî, À.Í. Ïîëèëîâ, Í.À. Татусь К 75-летию Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН ИМАШ: 75 ЛЕТ – ВОЗРАСТ МОЛОДОСТИ Ã.ß. Ïàíîâêî, À.Í. Ïîëèëîâ, Í.À. Татусь Изложены проблемы привлечения молодежи к научной деятельности и их закрепления в научных учреждениях на примере опыта Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. Ключевые слова: молодой ученый, академическая наука, молодежная конференция, школа молодых ученых. Введение Среди основных проблем современной России часто упоминают неудовлетворительное состояние науки. При этом, в первую очередь, обращают внимание на отсутствие должного финансирования, разрыв связи науки с производством, непонимание роли науки в развитии государства. Все эти взаимосвязанные факторы и привели не только к деградации собственно науки как отрасли познания, но и к снижению ее социально-общественной роли как основы формирования наиболее образованной части общества. За последние, примерно 25 лет, катастрофически снизился приток молодежи в научные организации, что привело к резкому увеличению среднего возраста сотрудников и "вымыванию" наиболее работоспособного слоя научных работников, возраст которых составляет 25–50 ëåò. Осознание тревожных тенденций и объективного состояния обсуждаемой проблемы привело к тому, что привлечение молодежи к научной работе стало в Институте машиноведения им. А.А. Благонравова РАН в последние десятилетия одной из приоритетных задач. Подробно об опыте взаимодействия ИМАШ техническими с университетами Москвы, связанном с подготовкой молодых научных êàäðîâ, было рассказано в работах [1–3]. В данной работе обсуждаются основные задачи и формы работы, проводимой в ИМАШ и направленной на широкое привлечение молодежи к научной деятельности. 2 Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 2 © Ã.ß. Ïàíîâêî, À.Í. Ïîëèëîâ, Í.À. Òàòóñü, 2013 Подготовка научной смены для Академии наук – не менее важная задача, чем получение новых фундаментальных знаний. Недаром в Уставе РАН этот пункт стоит на втором месте в ряду основных задач (даже выше проведения научных экспертиз глобальных проектов). Наука может прекратить свое развитие (или, по крайней мере, опуститься на недопустимо низкий уровень) не столько из-за «происков врагов», сколько, просто, без притока молодых кадров. Представьте себе, что молодым женщинам (любой) страны запретили рожать детей – всего лишь на 30 ëåò. А потом – пожалуйста. Но к этому времени рожать уже будет некому. Страна погибнет, точнее, будет заселена другим этносом с положительной демографической динамикой. Примерно то же грозит и науке, которая не создается заново, а держится на преемственности, на накоплении знаний. Одно поколение уже потеряно. Если будет потеряно и следующее… Кто-то из философов давно заметил: «Чтобы создать в стране интеллигенцию, нужно 200 лет, а чтобы ее уничтожить, ничего не нужно. Просто, не обращайте на нее внимания». Все эти тревожащие проблемы стоят и перед страной в целом, и перед каждым отдельным институтом. Задачи комиссии по работе с молодежью Для поиска комплексных решений проблемы с молодыми научными кадрами в ИМАШ
Стр.1
К 75-ËÅÒÈÞ ИМАШ РАН ИМАШ: 75 лет – возраст молодости еще в 90-е годы прошлого века была создана комиссия по работе с молодежью под руководством директора ИМАШ. В состав комиссии входят заместители директора, ответственные представители всех научных отделов, председатель профкома, председатель Совета молодых ученых. Задачи и планы работы комиссии можно разделить на три основных направления: ● подготовка специалистов-исследователей ведущими университетами в интеграции с Москвы; ● привлечение талантливой молодежи к научной работе; ● закрепление молодых ученых в ИМАШ. В прошлом году было выпущено распоряжение Президиума РАН о стимулирующих надбавках для молодых ученых в размере 60 % от их фонда оплаты труда. При нашей привычке к «социальной справедливости» было бы, видимо, неверно просто установить каждому молодому ученому (до 35 лет) 60 %-ную надбавку к должностному окладу, независимо от его активности и эффективности. В связи с этим Комиссией была разработана комплексная система оценки эффективности работы молодого ученого. В нее входят три основных критерия: ● научная эффективность – перспективность научной тематики; отношение к научному руководителю и научной школе; способность к самостоятельной научной работе; значимость получаемых результатов (работа над диссертацией, участие в грантах, проектах федеральных целевых программ); публикационная активность (статьи, доклады на конференциях, участие в выставках и т.п.); ● организационные способности – научноорганизационная работа (участие в работе Совета молодых ученых, проведение конференций, семинаров); лидерские качества, способности к руководству, авторитет у коллег, общительность, активность. ● отношение к перспективе работы в ИМАШ – планы и желание остаться в ИМАШ после окончания аспирантуры. Эффективность работы молодого ученого оценивается научным руководителем и корректируется руководством отдела и Советом молодых ученых по каждому из критериев. Отметим, что в среднем стимулирующие выплаты для «взрослых» научных сотрудников в несколько раз меньше, чем для активно рабоМашиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 2 тающей молодежи. Но это уже другая проблема …. Аналогичная методика существует и для составления списка кадрового резерва. Оценка перспективности и эффективности молодого ученого производится по трем основным критериям. Для такой оценки в каждом научном отделе создается комиссия по работе с молодежью, в состав которой входят заведующий отделом, (ответственный за работу с молодежью, член институтской авторитетный научный сотрудник комиссии), профорг отдела, представитель молодежи отдела – член Совета молодых ученых. Комиссия представляет директору ИМАШ предложения по кадровому резерву и по формам материального и другого поощрения молодых ученых. Формы работы с молодыми учеными Работа с научной молодежью в ИМАШ базируется на «ñåìè õîëìàõ» (ðèñ. 1). Недаром число семь почиталось священным (семь чудес света, семь дней сотворения мира, семь цветов радуги, семь нот). Холм 1 (центральный) – это комиссия по работе с молодежью и объединенный научнообразовательный центр ИМАШ по техническим наукам (НОЦ ТН), которые координируют работу базовых кафедр, учебно-научных центров (УНЦ), научно-образовательных центров (ÍÎÖ). Рис. 1. Семь холмов, на которых базируется работа с молодежью 3
Стр.2
К 75-ËÅÒÈÞ ИМАШ РАН Ã.ß. Ïàíîâêî, À.Í. Ïîëèëîâ, Í.À. Татусь фундаментальным Холм 2 – это базовые кафедры, НОЦ по проблемам механики и обеспечению надежности и безопасности современной техники совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана, НОЦ АРТБ (по анализу рисков и техногенной безопасности) совместно с МАМИ, НОЦ по безопасности транспортных систем совместно с МАДИ. Молодежная лаборатория безопасности и прочности композитных конструкций, Центр коллективного пользования научным оборудованием «Учебнонаучный испытательный комплекс для технических университетов Москвы» (ЦКП УНИКтУМ) – экспериментальная база для нового лабораторного практикума. Холм 3 – тьютерство (наставничество), научная подготовка. Аспииндивидуальная рантура, докторантура, магистратура по специализации «Машиноведение». Привлечение студентов старших курсов к экспериментальным исследованиям и вычислительным работам. Холм 4 – Совет молодых ученых (СМУ), самоорганизация научной молодежи в ИМАШ. Холм 5 – московские ежемесячные семинары молодых ученых и студентов по техническим наукам им. акад. Ю.Н. Работнова (МЕСМУС) под руководством академика РАН Р.Ф. Ганиева и член-корреспондента РАН Н.А. Махутова. Холм 6 – ежегодные международные инновационно-ориентированные конференции молодых ученых и студентов по проблемам машиноведения (МИКМУСпробмаш). Научные школы для молодежи по компьютерным технологиям, нелинейной динамике, трибологии, синергетике и др. Холм 7 – конкурсы (ежегодные) научных работ молодых ученых ИМАШ по пяти номинациям. Участие в программах У.М.Н.И.К., «Ñòàðò». Все эти формы работы призваны способствовать решению основной проблемы – проблемы обеспечения ИМАШ научными кадрами. Наряду с этим необходимо: ● вести целенаправленную подготовку научных и инженерных кадров по направлениям научной деятельности ИМАШ через филиалы учебных кафедр и НОЦ; ● развивать интерес и мотивацию к научной работе путем привлечения молодежи к наиболее значимым и перспективным разработкам ИМАШ; 4 Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 2 ● создавать научную атмосферу за счет развития молодежных научных семинаров, конференций, конкурсов на лучшие работы. Приоритетное командирование молодых ученых на международные конференции, зарубежные стажировки; ● создавать систему материального поощрения наиболее талантливой молодежи за счет фонда материального стимулирования, из средств различных грантов, хоздоговоров, федеральных и академических целевых программ, программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых»; ● развивать инновационную сферу (коммерциализация научных разработок молодых ученых) путем широкого использования различных венчурных фондов, фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере. Подготовка научных кадров при интеграции с университетами Сегодня состояние науки и развитие техники требует новых подходов к формированию учебных программ. Одна из фундаментальных задач высшей школы – это подготовка инженеров-исследователей, ориентирующихся в проблемах обеспечения техногенной безопасности критически важных объектов с использованием анализа рисков. При этом в программу обучения должно быть включено углубленное изучение механики разрушения, динамики и прочности машин, механики композитных конструкций, современной экспериментальной механики, методов риск-анализа. Начиная с 1991 ã., когда был создан первый филиал кафедры прикладной механики МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе ИМАШ, стали создаваться филиалы кафедры вычислительных моделей технологических процессов МФТИ, кафедры динамики и прочности автомобиля МГМУ «МАМИ», а также НОЦ совместно с МГТУ èì. Í.Ý. Áàóìàíà, МГТУ «ÑÒÀÍÊÈÍ», «ÌÀÄÈ»-ÒÓ, ÌÃÈÓ, ÌÃÑÓ. В их задачу входит не только организация преподавания технических дисциплин ведущими учеными ИМАШ по направлениям их научной деятельности с привлечением имеющихся уникального опыта и экспериментальной базы, но и, что самое главное, формирование у молодежи интереса к научной работе и, как следствие, ориентирование на работу в ИМАШ и других научно-исследовательских институтах.
Стр.3