педагогика № 8, 2015 Е.А. Александрова, А.Г. Носов Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни детей в школе БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ педагогика ¹ 8, 2015 Е.А. Александрова, А.Г. Носов Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни детей в школе Ответственный редактор — кандидат педагогических наук М.А. Ушакова Москва • «СЕНТЯБРЬ» • УДК 371.7.014 ББК 51.28 А46 Библиотека журнала «Директор школы» основана в 1995 году. <...> Содержание А46 Е.А. Александрова, А.Г. Носов Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни детей в школе — М. <...> Представленные в книге авторская программа педагогического сопровождения становления здорового образа жизни обучающихся, учебное пособие по организации здорового образа жизни, спецкурс «Путь к здоровью», диагностические материалы могут быть адаптированы и внедрены в различные образовательные организации в зависимости от их специфики. <...> 34 Как определить успешность педагогического сопровождения ребенка в процессе становления его здорового образа жизни? <...> . 38 Уровни становления здорового образа жизни обучающихся . <...> 45 Программа педагогического сопровождения ребят в процессе становления здорового образа жизни . <...> 75 Тетрадь саморазвития: как помочь ребенку создать образ желаемого будущего . <...> Традиции здоровьесберегающего поведения и его общеизвестные способы просто-напросто проецируются на разные группы населения. <...> Школа сегодня должна обеспечить переход от массового характера здоровьесберегающей деятельности обучающихся к такой работе с ними, которая обеспечит индивидуализированный, а не только возрастной учет их психофизиологических, антропометрических особенностей. <...> При этом следует понимать, что даже эффективная работа педагога по формированию и развитию здорового образа жизни у обучающихся не всегда может гарантировать пролонгированный ¹ 8, 2015 г. 7 эффект после окончания деятельности по реализации программ <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№8_2015.pdf
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
педагогика ¹ 8, 2015
Е.А. Александрова, А.Г. Носов
Педагогическое сопровождение
становления здорового образа
жизни детей в школе
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 371.7.014
ББК 51.28
À46
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Содержание
À46
Е.А. Александрова, А.Г. Носов
Педагогическое сопровождение становления здорового
образа жизни детей в школе — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2015. —
176 ñ.
ISBN 978-5-88753-165-6
В данной монографии авторами представлен опыт
педагогического сопровождения ребенка, трансформирующего
свой образ жизни благодаря осознанию личностной
значимости ценности здоровья, формированию
системных знаний о здоровом образе жизни, а дальше к
выработке индивидуально привлекательной и осознанной
стратегии здорового образа жизни.
Представленные в книге авторская программа педагогического
сопровождения становления здорового образа
жизни обучающихся, учебное пособие по организации
здорового образа жизни, спецкурс «Путь к здоровью»,
диагностические материалы могут быть адаптированы
и внедрены в различные образовательные организации
в зависимости от их специфики. Также рекомендованы
для профессиональной подготовки будущих педагогов,
при повышении квалификации и для переподготовки
действующих преподавателей.
УДК 371.7.014
Е.А. Александрова, А.Г. Носов
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2015
Ìîñêâà, 2015
Введение ..............................................................................4
Какой образ жизни можно и следует считать çäîðîâûì? ..............8
Почему педагоги должны заниматься вопросами здоровьесбережения? ....8
Что такое çäîðîâüå? ............................................................................... 10
Если здоровье — способность, то можно ли ее ôîðìèðîâàòü?...............11
Здоровье как образ жизни ......................................................................13
Какой образ жизни можно назвать çäîðîâûì? ...................................... 14
Краткое резюме ......................................................................................17
Какую педагогическую деятельность можно называть
педагогическим сопровождением? .........................................18
Что делает ÷åëîâåê, когда сопровождает ÷òî-ëèáî или êîãî-ëèáî? ....... 19
Что такое педагогическое сопровождение? ........................................... 23
Краткое резюме ......................................................................................31
Как подготовить педагогический коллектив к предстоящей работе ....34
Основные постулаты деятельности ........................................................ 34
Как определить успешность педагогического сопровождения ребенка
в процессе становления его здорового образа æèçíè? ......................... 38
Уровни становления здорового образа жизни обучающихся .................. 40
Как организовать предварительное анкетирование и интерпретировать
данные ................................................................................................... 45
Программа педагогического сопровождения ребят в процессе
становления здорового образа жизни .................................................... 54
Реализация педагогического сопровождения детей в процессе
становления здорового образа жизни .................................................... 65
Краткое резюме ..................................................................................... 74
Педагогическое обеспечение модели педагогического
сопровождения ....................................................................75
Тетрадь саморазвития: как помочь ребенку создать образ желаемого
будущего ................................................................................................ 75
Тренинг «Çäîðîâüå — путь к óñïåõó» ...................................................... 91
Методические рекомендации к проведению встреч со старшеклассниками
«Çäîðîâûé образ æèçíè» ......................................................... 93
Перемена для äâèæåíèÿ: древнегреческие игры ..................................127
Осуществление задуманного планирования действий: риски
и достижения ........................................................................................132
Как провести рефлексию и микрогрупповые обсуждения результатов .....142
Заключение ....................................................................... 156
Приложения ...................................................................... 159
Рекомендуемая литература ...................................................................172
Стр.3