управление № 7, 2015 Е.В. Акчурина Конфликты в деятельности директора 1 ¹ 7, 2015 г. БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ управление ¹ 7, 2015 Е.В. Акчурина Конфликты в деятельности директора Ответственный редактор — кандидат педагогических наук М.А. Ушакова Москва • «СЕНТЯБРЬ» • УДК 373.1:316.48 ББК 74.669 А44 Библиотека журнала «Директор школы» основана в 1995 году. <...> Все без исключения свойства личности в различной степени влияют на возникновение, развитие и разрешение межличностных конфликтов в коллективе. <...> Возбудимость или торможение, порывистость или вялость влияют на межличностное общение намного больше, чем мы привыкли думать. <...> К примеру, вновь назначенный директор школы оказался не способен управлять педагогическим коллективом, и в результате этого коллектив отказал ему в доверии и добился отстранения от занимаемой должности. <...> Не только межличностный, но и внутриличностный конфликты могут привести к серьезным нарушениям в сфере общения с окружающим миром и, естественно, влияют на деловые отношения людей. <...> Со стороны рассмотрения конфликтного взаимодействия людей управленческое внимание руководителя должно быть в первую очередь направлено на малые неделимые группы от 2 до 15 человек. <...> Большая группа может осложнить межличностное общение, вызвать внутригрупповые никому не нужные споры, помешать достижению согласия между ее членами, а также способствовать обособлению группы и ее выходу из-под вашего контроля. <...> Эффективность мотивации определяет отношение к совместной работе и, безусловно, влияет на межличностные отношения в педагогическом коллективе. <...> В педагогическом коллективе межличностные отношения учителей формируются на основе деловых связей, общих интересов и целей, а межличностный конфликт обычно имеет эмоциональную основу и означает столкновение различных темпераментов, характеров, нравственных предпочтений и личных пристрастий. <...> Такой межличностный конфликт не может быть понят и проанализирован <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№7_2015.pdf
1
¹ 7, 2015 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
управление ¹ 7, 2015
Е.В. Акчурина
Конфликты в деятельности
директора
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 373.1:316.48
ББК 74.669
À44
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
À44
Е.В. Акчурина
Конфликты в деятельности директора — М.: Сентябрь,
2015. — 192 ñ.
ISBN 978-5-88753-164-9
Книга посвящена чрезвычайно актуальной для директора
школы во все времена проблеме управления
конфликтами в педагогическом коллективе. Подробно
характеризуя работу по этой проблеме, автор рассказывает
об источниках возникновения конфликтов и их диагностике,
основных понятиях, функциях, классификации и
стадиях развития. Особенно важны для практики предлагаемые
способы работы директора по предупреждению,
разрешению и управлению конфликтами. В книге также
описаны и возможные позиции руководителя в конфликте
в зависимости от его сути и причин возникновения.
УДК 373.1:316.48
Е.В. Акчурина
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2015
Ìîñêâà, 2015
Стр.3
3
Содержание
От автора .................................................................... 4
Причины возникновения конфликтных ситуаций ............... 6
С чего начинается êîíôëèêò? ........................................................7
Конфликтные ситуации в педагогике ..........................................20
Как распознать êîíôëèêò? ..........................................................23
Положительные стороны конфликтных ситуаций ............. 29
Многогранность конфликтов .......................................................29
Зачем нужны конфликты? ...........................................................35
Подходы к классификации проблемных ситуаций .......................43
Возникновение и развитие конфликтных ситуаций .......... 55
Почему мы конфликтуем? ...........................................................55
Стадии и этапы конфликта ..........................................................71
Какие конфликты нужны øêîëå? ................................... 78
Предвидение конфликтных ситуаций ..........................................78
Запрет на конфликты ..................................................................82
Конфликтные особенности межличностного общения .....102
Как подходить к разрешению конфликтной ситуации ...............103
Стиль поведения в конфликте ...................................................108
Способы разрешения противоречий ......................................... 115
Этапы регулирования конфликтов .............................................124
Управление конфликтной ситуацией в øêîëå................. 130
Поведение руководителя в условиях êîíôëèêòà........................ 130
Технологический аспект ............................................................ 134
Взаимодействие оппонентов .................................................... 138
Ìåòîäû, используемые в конфликтной ситуации ...................... 143
Личность директора школы в аспекте разрешения
конфликтной ситуации ...............................................155
Руководитель и конфликт ..........................................................156
Роли оппонентов в конфликтном противостоянии .....................166
Что может сделать посредник? ................................................. 170
Контрольные функции директора школы ................................... 176
Заключение .............................................................. 181
Рекомендуемая литература ........................................190
¹ 7, 2015 ã.
Стр.4
4
¹ 7, 2015 ã.
От автора
И
так, вы — директор школы! То есть руководитель
«беспокойного хозяйства», в котором всевозможные
конфликты постоянно возникают, развиваются
и гаснут, казалось бы, сами собой. И вы в это верите?
Считаете, что конфликтами нельзя управлять «легким движением
руки»? Или вы хотите изжить их в принципе? Тогда
у меня возникает встречный вопрос: а как вы собираетесь
развиваться дальше? Ведь если в организации не будет
конфликтов, то весь ваш коллектив просто уснет сладким
сном! Нет, я согласна с тем, что бывают такие конфликты,
которые не то что в школу, к ее забору подпускать нельзя.
Но их не так много, и их нужно пресекать на корню. К чему
я все это веду? Да к управлению! К умениям руководителя
виртуозно гасить и разжигать конфликты, направлять их
в нужное русло для себя и держать под своим неусыпным
контролем. Одним словом, вы должны стать МАСТЕРОМ
КОНФЛИКТА!
В книге будет рассказано об источниках и причинах
возникновения конфликтов, их функциях и классификации.
Я покажу вам, уважаемый читатель, как можно
продиагностировать конфликты, которые «живут» в ва
Стр.5
5
¹ 7, 2015 ã.
шей образовательной организации. Мы с вами определим основные
понятия из конфликтологии и рассмотрим конфликты, возникающие
в педагогическом коллективе. Кроме того, мы с вами «прогуляемся»
по всем стадиям любого конфликта. Ведь на самом деле все
конфликты имеют общий алгоритм развития! А ведь это только начало!
Мы отдельно поговорим о том, как правильно предупреждать
и разрешать конфликты. И главное, как научиться ими управлять!
Отдельная глава расскажет вам о всесторонних проявлениях конфликтов
в работе руководителя. А напоследок мы коснемся стресса
как результата конфликта. Знаете ли вы, что в стрессах больше
пользы, чем вреда? Просто, оказывается, ими тоже можно (и даже
нужно!) управлять. Ну что, начинаем?
Стр.6