обучение и воспитание № 6, 2015 В.С. Безрукова Все о современном уроке в школе: работа со словарями 1 ¹ 6, 2015 г. БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ обучение и воспитание ¹ 6, 2015 В.С. Безрукова Все о современном уроке в школе: работа со словарями Ответственный редактор — кандидат педагогических наук М.А. Ушакова Москва • «СЕНТЯБРЬ» • УДК 371.321.1:81 374 ББК 74.202.701 Б40 Библиотека журнала «Директор школы» основана в 1995 году. <...> ISBN 978-5-88753-163-2 В очередной книге об уроке постоянного автора «Библиотеки журнала „Директор школы“» раскрывается новый взгляд на роль, возможности и место словарей в учебном процессе компьютерной эпохи. <...> Подробно описываются словарные технологии работы учителя на уроке, методы и приемы обучения, в том числе его интернет-словарная поддержка, деятельность по составлению словарей. <...> 126 Методы и приемы словарной работы на уроке . <...> Напомним лишь о некоторых фундаментальных факторах, о которых слышим каждый день, но не всегда стараемся осмыслить их связь с нашей повседневностью, с происходящими изменениями в школе и дома. <...> Учитель не может этого не чувствовать и не переосмысливать свою профессиональную миссию. <...> Когда-то, в 70–80-е годы, наша школа в союзе с наукой педагогикой уловила эту тенденцию и в качестве новаций активно разрабатывала межпредметные и межцикловые связи изучаемых дисциплин, проводила интегративные уроки и создавала учебные курсы. <...> Не зря победили термины-понятия «технология обучения», «образовательные технологии» и стали более употребляемыми и востребованными, чем «методики обучения». <...> Разрешить эти противоречия можно постепенным введением в практику работы многих и многих школ доступных методик работы с учащимися, опирающихся именно на эти факторы. <...> Вне закона были объявлены диалекты и местные говоры, подвергалось критике словотворчество, внедрялся один «правильный» стиль речи — литературный. <...> Благодаря такой унификации, конечно, человечество значительно повысило и всеобщую <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№6_2015.pdf
1
¹ 6, 2015 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
обучение и воспитание ¹ 6, 2015
В.С. Безрукова
Все о современном уроке в школе:
работа со словарями
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 371.321.1:81 374
ББК 74.202.701
Б40
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Б40
Безрукова В.С.
Все о современном уроке в школе: работа со словарями
— Ì.: Ñåíòÿáðü, 2015. — 160 ñ.
ISBN 978-5-88753-163-2
В очередной книге об уроке постоянного автора «Библиотеки
журнала „Директор школы“» раскрывается новый
взгляд на роль, возможности и место словарей в учебном
процессе компьютерной эпохи. Рассматриваются
новые культурологические типы словесного обучения:
глоссарный, понимающий, саморегулируемый, интеллектуальный,
мультикультурный. Подробно описываются
словарные технологии работы учителя на уроке, методы
и приемы обучения, в том числе его интернет-словарная
поддержка, деятельность по составлению словарей.
Автором описаны педагогические условия, которые
необходимо создать в школе и конкретно на уроке для
успешной организации работы со словарями.
УДК 371.321.1:81 374
Безрукова В.С.
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2015
Ìîñêâà, 2015
Стр.3
3
Содержание
Введение .................................................................... 4
Современное îáó÷åíèå: словесный аспект ......................12
Обучение как овладение языковым богатством ..........................12
На пути к созданию теорий словесного обучения .......................22
Слово как объект познания .........................................................27
О значении и смысле слов ..........................................................35
Особо о буквах ............................................................................42
Содержание образования: слова и термины, понятия
и категории .................................................................................49
Выводы .......................................................................................57
Словарный фундамент обучения ................................... 59
Словари и их построение ............................................................59
Функции словарей ......................................................................63
Типология словарных книг ..........................................................70
Интернет-словарная поддержка обучения ..................................81
Психологическое обоснование словарного обучения ..................91
Психические новообразования как результат компьютерного
и словарного обучения ..............................................................100
Выводы .....................................................................................106
Методики и технологии словарной работы ....................108
Словари в практике массовой школы ........................................108
Педагогические условия и методы работы со словом ................114
Словарные технологии обучения ...............................................126
Методы и приемы словарной работы на уроке ......................... 138
Обучение составлению словарей .............................................. 147
Выводы .....................................................................................152
Заключение ..............................................................154
Авторское послесловие .............................................................155
Список рекомендуемой литературы ............................. 157
¹ 6, 2015 ã.
Стр.4