А. А. Бестужев-Марлинский
Объявление
От общества приспособления точных наук к словесности
Русский фельетон. В помощь работникам печати.
М., Политической литературы, 1958.
OCR Бычков М. Н.
Александр Александрович Бестужев (1797--1837), писавший под псевдонимом Марлинский,
сыграл заметную роль в литературном движении декабристов. Вместе с К. Ф. Рылеевым в 1823--1825 гг.
он издавал альманах "Полярная звезда", писал рецензии, повести, критические обзоры литературы, в
которых выделял и с большим вниманием анализировал сатирические произведения русских писателей.
Сам Бестужев до восстания декабристов и после него, в ссылке, неся солдатскую службу, пишет
фельетоны, бичующие моральное разложение верхушки русского общества, литературное
ремесленничество и т. д.
Бестужев разнообразил форму фельетона и раскрыл его большие литературные возможности.
Фельетон "Объявление от общества приспособления точных наук к словесности" состоит из пунктов
"объявления" от имени этого несуществующего общества. Каждый пункт его -- сатирическая картинка
той или иной стороны литературной жизни враждебного писателю-декабристу лагеря. С особым
презрением Бестужев говорит о продажных журналистах типа Булгарина, спрашивая, "...во сколько
времени звон падающих монет может заставить охрипнуть совесть критика, журналиста, историка и
тому подобных".
Общество приспособления точных наук к словесности, имея постоянною целью
усовершенствование книгоделия в России, по всем отраслям сего ремесла, в художественном и
механическом отношениях, предлагает всем и каждому на решение следующие задачи:
1-я. Так как признано и доказано, что вся туманная поэзия нынешняя есть не что иное, как пары
наводнения, затопившего удолия русского Парнаса незадолго пред сим, то математическими выкладками
определить время, в которое испарение сие должно окончиться при обыкновенной температуре
внимания публики.
При оном не оставить исследовать:
a) Почему туманность сия, столь ложно выдаваемая за романтизм, лишена способности
преломлять луч воображения цветами радуги?
b) Почему, охлаждаясь в чернильные капли, она становится даже безвкуснее пресной воды, из
коей произошла возгонкой?
c) Почему, вопреки законам акустики, пары сии передают звон необыкновенно громко?
2-я задача. В веке нашем, который по шерсти можно назвать паровым, пары всех родов играют
важнейшую роль. Водяные, например, пущены в извоз, в поденщину, всюду. Они варят нам картофель,
моют наше белье, бросают бомбы и кидают железными пальцами ткацкий челнок; они катают нас по
морю и по суше, печатают газеты, шьют сапоги, и, вероятно, если б не вооружились английские
работники из ревности, то мы бы скоро увидели паровых жен и мужей. Винные пары, в свою очередь, по
новейшим открытиям, есть великий двигатель в словесном, гражданском и политическом мирах. Какая
сатира, какая поэма или книга, шалость или ссора, государственная перемена или тайный заговор
производятся ныне без вина? В России особенно ни один талант, не говоря уже о гениях, не может
существовать без этого сгораемого. Впоследствии сего общество, ограничиваясь одною словесностью,
желает знать для хозяйственных соображений: сколько и какого рода вина, водки или полугара потребно
для произведения, например, поэмы, стихотворной повести или известного вида прозаического
сочинения? Притом подробно исследовать:
a) Какого рода напитки наиболее свойственны романтизму и какие -- классицизму; равно, какое
имеют влияние напитки разных стран на местный колорит, то есть не нужно ли шампанского для записок
о Франции, портера -- для выражений английского юмора, аликанте -- для испанской ревности и
родимого меду и ржаного молока, чтобы одушевить себя в русских повестях? Равномерно сделать
археологическое изыскание: какое вино ближе всех подходит к тому, которое пили гомеровы герои,
Стр.1