Политика и право Е. А. Капитонова ЗАРОЖДЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ РЕБЕНКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В ДРЕВНЕМ МИРЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА Аннотация. <...> Статья представляет собой краткий экскурс в историю правовых норм, регулировавших обязанности ребенка в зарубежных странах в эпоху Древнего мира и в Средневековье. <...> Автором исследуются тексты нормативных актов и на их основе делаются выводы о правовом положении детей в изучаемые периоды времени. <...> Обязательные для членов общины правила поведения складывались в то время на основе всевозможных культов, обрядов и традиций, поддерживались силой интересов общества и религиозных представлений и гарантировались возможностью общественного порицания (вплоть до изгнания из племени) в качестве своеобразного наказания для нарушителя правил. <...> Рамки поведения человека устанавливались в основном путем запретов (табу) и применения обычаев, основанных на многократно повторявшихся в прошлом действиях. <...> Нарушение обычая, в отличие от неуважения к табу, не влекло за собой жестких санкций, однако уже сама возможность воздействия общественного мнения в случае отступления от него обеспечивало обычаю статус естественного правила поведения. <...> Как отмечает Н. А. Крашенниникова, объяснение, к примеру, традиционных правовых систем Востока при игнорировании культурно-религиозных и нравственных факторов «делает тщетными любые попытки адекватного воссоздания правовой реальности этих стран в прошлом и особенно в настоящем» [1, с. <...> Первое по времени исторически сложившееся древневосточное право (египетское, индуистское, вавилонское, китайское, иудейское и некоторые другие), действительно, хотя и представляло собой достаточно устойчивую правовую систему, но было так тесно связано с религией, что за редким исключением было не самодостаточно – всегда имело обязательное религиозное обоснование и подкрепляло силу собственного принуждения страхом 43 Известия <...>