В статье представлены результаты исследования по проблемам управления городом, который рассматривается как совокупность условий, определяющих качество жизни населения. <...> Предлагается создание инновационных инструментов, регулирующих взаимодействие органов муниципального управления, предпринимательских структур и населения, основанных на принципах маркетинга и учитывающих особенности города. <...> Понимание территориальных образований, в том числе и города, его значения, роли и функций в современном мире усложняется по мере углубления знаний и расширения методологического инструментария. <...> Теоретические исследования в области институционализма и выстраивание вертикали власти в России определили его как муниципальное образование, а рыночный характер реформ сделал объектом маркетингового анализа. <...> Реальное функционирование города основано на переплетении всех этих процессов, и использование одного методологического подхода может снизить адекватность представления объекта, поэтому предлагается использовать комплекс подходов. <...> Современное состояние города можно определить как стадию трансформации, при которой происходит качественное перерождение и развитие системы. <...> Институциональная парадигма отражает характер процессов, вызвавших трансформацию и изменение места объекта в системе институтов. <...> Институциональный характер процессов трансформации предполагает радикальное изменение в формах политического режима, собственности и меха137 Известия высших учебных заведений. <...> Маркетинговая парадигма определяет рыночный характер движения процессов трансформации и предполагает исследование города как особого рода товара. <...> Таким образом, город может исследоваться в его триединой парадигме – как социально-экономическая система, муниципальное образование и особого рода товар. <...> Территория стала объектом маркетингового анализа с 70-х гг. прошлого столетия. <...> Маркетинговый подход к анализу <...>