16 +
16 +
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
КАПИТАЛИЗМОВ
КАПИТАЛИЗМОВ
нет ни причин, ни условий
ТЕМА
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ
МИРА
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ
МИРА
Сергей ОЗНОБИЩЕВ,
Сергей ОЗНОБИЩЕВ,
директор Института
стратегических оценок
ОБЩИЕ
директор Института
стратегических оценок
ОБЩИЕ
ВЫЗОВЫ
ВЫЗОВЫ
И УГРОЗЫ
И УГРОЗЫ
ВАЖНЕЕ
ВАЖНЕЕ
КРИЗИСА
КРИЗИСА
НА УКРАИНЕ
НА УКРАИНЕ
ТЕНДЕНЦИИ
ОПЫТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
«СЕВЕРОДВИНСКА»
ЗАВЕРШИТСЯ
К КОНЦУ ГОДА
головного корабля проекта 885, разработана проектантом
корабля – санкт-петербургским морским бюро машиностроения
«Малахит», согласована с производителем – Севмашем
и утверждена командованием ВМФ. Осенью АПЛ
совершит переход к месту постоянного базирования на
Северном флоте. «Опытная эксплуатация, которую сейчас
проходит «Ясень», не исчерпана, о ее результатах говорить
рано. Я думаю, что она будет завершена уже в этом году, –
заявил генеральный директор проектно-конструкторского
бюро «Малахит» Владимир Дорофеев. – Далее конкретное
последовательное исполнение программы осуществляется
комиссией по опытной эксплуатации. Существует график
ее проведения». Программа опытной эксплуатации «Северодвинска»
изначально предусматривала отдельные виды
испытаний, сопряженных с определенным риском. Это, в
частности, проверка всплывающей спасательной камеры
по прямому назначению. Подобные испытания требуют
повышенной квалификации экипажа. В минувшее воскресенье
«Северодвинск» принял участие в военно-морском
параде в честь Дня ВМФ в Североморске. Это был первый
самостоятельный дальний морской переход АПЛ. Многоцелевые
атомные подводные лодки «Ясень» спроектированы
санкт-петербургским морским бюро машиностроения
«Малахит». В этом проекте применена смешанная система
конструкции, когда легкий корпус облегает только часть
прочного корпуса в носовой части подводной лодки для
снижения шумности. Впервые в практике отечественного
кораблестроения торпедные аппараты расположены не в
носу корабля, а за отсеком центрального поста. Это позволило
разместить в носовой оконечности антенну нового
гидроакустического комплекса. Головная подлодка проекта
885 «Ясень» («Северодвинск») принята в опытную эксплуатацию
ВМФ 30 декабря 2013 года. Вторая подлодка
(«Казань») создавалась по проекту 885М и была заложена
в 2009-м. Третий корабль («Новосибирск») заложили 26
июля 2013 года. Ракетное вооружение «Ясеней» составляют
сверхзвуковые крылатые ракеты типа «Оникс» и
«Калибр», а также универсальные глубоководные самонаводящиеся
торпеды. Подлодка имеет надводное водоизмещение
8,6 тысячи тонн, подводное – 13,8 тысячи тонн.
Ее длина 119 метров, ширина – 13,5 метра. Максимальная
глубина погружения – 600 метров, скорость подводного
хода – около 30 узлов.
Головная многоцелевая атомная подлодка проекта
885 «Ясень» полностью завершит программу опытной
эксплуатации к концу 2014 года. Ряд дополнительных
испытаний субмарины, например глубоководное погружение,
не может быть проведен на полигонах Белого
моря из-за недостаточности глубин.
Программа опытной эксплуатации «Северодвинска»,
Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru
Считаете ли вы, что сепаратное, без участия
России, расследование катастрофы «Боинга»
под Донецком будет направлено на то,
чтобы замести следы, скрыть виновников
массового убийства?
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
90%
ДА
2%
Н 8%ЕТ
НЕТ
ЗНАЮ
ЗНАЮ
НЕ
НЕ
СТРАХИ АМЕРИКИ
СТРАХИ АМЕРИКИ
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института Ближнего Востока
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СДЕЛКА
ПО ПОСТАВКАМ
РОССИЙСКОГО ГАЗА В КИТАЙ
СВОДИТ К МИНИМУМУ
ЕГО УЯЗВИМОСТЬ
ПРИ КОНФЛИКТЕ С США
при некотором сопротивлении его европейских
партнеров, – представим «поле боя»,
на котором приходится действовать России,
и возможные шаги заинтересованных сторон.
Читайте материал на стр. 03
Читайте материал на стр. 03
ЕЩЕ ВОСЕМЬ Ми-171Ш
ПОПОЛНЯТ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПАРК ПЕРУ
Крупнейшая в истории военнотехнического
сотрудничества России
и Перу сделка будет расширена. Лима
заказала дополнительную партию
из восьми военно-транспортных Ми171Ш.
В
2015 году на вооружении различных
силовых структур Перу будут находиться
38 таких вертолетов, сообщают
национальные СМИ. По их данным,
страна заказала еще восемь Ми-171Ш
в дополнение к партии из 24 машин,
законтрактованных в декабре 2013-го.
Стоимость заключенной тогда сделки
оценивается в 528 миллионов долларов.
Она считается одной из самых
значимых на мировом рынке военнотранспортных
вертолетов и крупнейшей
в современной истории ВТС между Москвой
и Лимой. Предусматривается, что
кроме машин будут поставлены и тренажеры.
Первые вертолеты из дополнительной
партии будут отгружены заказчику
во второй половине этого года, до
конца следующего сделка должна быть
закрыта. В 2016 году российская сторона
в рамках оффсетной программы,
предусмотренной последними соглашениями,
откроет в Перу комплексный сервисный
технический центр, в котором
предполагается осуществлять обслуживание
и ремонт вертолетов, поставленных
по данному контракту, а также тех,
которые были приобретены страной
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514
ранее. Как известно, в июле 2010 года
вооруженные силы Перу приобрели
шесть военно-транспортных Ми-171Ш
и два ударных Ми-35П, поставка которых
завершилась в октябре 2011-го. В
целом с конца 70-х в эту латиноамериканскую
страну было продано около 100
вертолетов советского и российского
производства. В перуанской армии уже
длительное время успешно эксплуатируются
Ми-8/17 и Ми-24/35. Создание
сервисного вертолетного центра позволит
поддерживать вертолетный парк в
постоянной оперативной готовности и
обеспечит его эффективное применение
в операциях по борьбе с наркотрафиком
и терроризмом, прежде всего
в труднодоступных районах страны.
Центр будет являться собственностью
Минобороны Перу. Ми-171Ш – многофункциональный
военно-транспортный
вертолет, объединивший современные
технологии и все преимущества модели
Ми-8/17, на основе которой он создан.
Ми-8/17 применяются не только для
решения задач в интересах вооруженных
сил, но и в гражданской сфере. В
частности, они продемонстрировали
высокую эффективность при ликвидации
последствий наводнений, землетрясений,
других бедствий природного
и техногенного характера, в поисковоспасательных
операциях, эвакуации
пострадавших. Аргентина, к примеру,
успешно использует эти вертолеты в
антарктических экспедициях. Благодаря
оснащению машины новым двигателем
с улучшенными характеристиками существенно
увеличилась максимальная
высота полета, улучшилась маневренность.
Эти характеристики открывают
вертолетам Ми-171 новые возможности
по эксплуатации в высокогорье и районах
с жарким климатом.
по инициативе президента Барака Обамы
холодной войны вернулись –
Понимая, что времена
В СЕВЕРОДВИНСКЕ
ЗАЛОЖЕНЫ СРАЗУ ТРИ ПОДЛОДКИ
На предприятии «Севмаш»
в День ВМФ заложены три подводные
лодки: «Князь Олег»
(проект «Борей-А»), «Красноярск»
(проект «Ясень») и «Хабаровск»,
доложил президенту
России Владимиру Путину гендиректор
предприятия Михаил
Будниченко.
Глава государства принял
доклад по видеоконференции,
находясь на палубе тяжелого
авианесущего крейсера
«Адмирал Флота Советского
Союза Кузнецов» в Североморске.
«Князь Олег» – пятый
атомный подводный крейсер
проекта 955 «Борей». В настоящее
время на стапелях оборонной
верфи в Северодвинске
строится четвертый ракетоносец
– «Князь Владимир».
«Красноярск» – многоцелевая
АПЛ модернизированного
проекта 885М «Ясень». Третьим
кораблем, заложенным
на Севмаше в День ВМФ, стал
«Хабаровск».
НАЧАТЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ
ПЕРСПЕКТИВНОГО ЭСМИНЦА
целевого корабля океанской зоны, присутствует в государственном
оборонном заказе на 2014 год. ОКР уже ведутся,
сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
Флот давно ждет корабль, который должен прийти на замену
третьему поколению, проектам 956 и 1155, которые сегодня
составляют основу боевого состава морских сил общего
назначения для океанской зоны. Перспективный эсминец
типа «Лидер», как отмечают специалисты, будет иметь контуры
ударного оружия, приличную автономность и мореходность,
большое водоизмещение. Вариант силовой установки
зависит от тактико-технического задания, которое готовит
флот. Предпочтительнее атомный вариант, он расширяет возможности
корабля, но может быть и газовая турбина, говорят
эксперты.
Проработка облика перспективного эсминца, или многоВЕНЕСУЭЛА
УКРЕПИТ ОБОРОНУ
РОССИЙСКИМИ ВООРУЖЕНИЯМИ
ВМС страны получат новое
вооружение из России и Китая,
заявил президент Николас Мадуро,
общаясь с военными морякам
в штате Сулия.
«Я говорил об этом с президентом
России Владимиром Путиным
и председателем КНР Си
Цзиньпином. В скором времени
рабочие комиссии отправятся за
самым современным вооружением,
чтобы укрепить оборонную
систему нашей страны», – сказал
Николас Мадуро. Речь идет
о высокотехнологичных ВВТ,
уточняют венесуэльские СМИ.
Мадуро призвал военнослужащих
сплотить ряды и укрепить
дисциплину, не поддаваться на
происки американского империализма.
«Ни один офицер не
должен поддерживать имперские
планы внесения раскола
в наших вооруженных силах и
в республике, которую заново
основал команданте Уго Чавес»,
– заявил президент Венесуэлы.
Николас Мадуро недавно встретился
с Владимиром Путиным
в Бразилии. Си Цзиньпин нанес
государственный визит в Венесуэлу
на прошлой неделе. Было
заключено соглашение, согласно
которому Каракас получит кредит
в четыре миллиарда долларов в
обмен на поставки нефти в КНР.
Продолжение на стр. 02
Продолжение на стр. 02
В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИСТАМИ
БАГДАД РАССЧИТЫВАЕТ
НА ПОМОЩЬ ДРУЗЕЙ
военно-техническое сотрудничество. Министр обороны
РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил об этом,
открывая встречу со своим иракским коллегой Саадуном
ад-Дулейми.
«ВТС между нашими странами развивается успешРоссия
и Республика Ирак намерены расширять
нет ни причин, ни условий
Для холодной войны04
Для холодной войны04
БОРЬБА
БОРЬБА
ПРИГОВОРЕННЫЙ
«БОИНГ»
ПРИГОВОРЕННЫЙ
«БОИНГ»
Вывод «Буков» в окрестности Донецка – 05 часть спецоперации 05
Вывод «Буков» в окрестности Донецка –
часть спецоперации
ЛУННЫЙ ТАНК
ЛУННЫЙ ТАНК
ДЛЯ СЕРГЕЯ КОРОЛЕВА
№ 27 (545)
30 июля –5 августа 2014 года
выходит по средам
НА ВСЯКИЙ
ДЛЯ СЕРГЕЯ КОРОЛЕВА
новые принципы движения
новые принципы движения
Как создавались07
Как создавались
НА ВСЯКИЙ
ПОЖАРНЫЙ СЛУЧАЙ
№ 27 (545)
выходит по средам
ПОЖАРНЫЙ СЛУЧАЙ
Отечественные тренажеры моделируют
Отечественные тренажеры моделируют
любую чрезвычайную ситуацию
любую чрезвычайную ситуацию 09
09
но. Под него создана соответствующая нормативноправовая
база. Эффективно действует соглашение между
правительствами Российской Федерации и Республики
Ирак о ВТС», – сказал Сергей Шойгу, напомнив, что
встреча проходит в тяжелый для Ирака период. «Мы солидарны
с вами в борьбе против терроризма», – подчеркнул
министр обороны РФ, добавив, что «дальнейшее
наращивание двусторонних отношений с Ираком – наш
стратегический выбор». По словам Сергея Шойгу, в
Москве позитивно оценивают динамику двусторонних
отношений и рассчитывают на дальнейшее расширение
взаимодействия. На встрече стороны обсудили не только
состояние и перспективы ВТС, но и актуальные проблемы
международной безопасности, в частности вопросы
подготовки офицеров для вооруженных сил Ирака. Саадун
ад-Дулейми отметил, что страна нуждается в укреплении
и развитии сотрудничества с Россией. «Ни для
кого не секрет: Ирак переживает самый трудный период
своего развития. Мы противостоим терроризму. Но его
цель – не только Ирак, но и регион в целом. И когда мы
ведем на своей территории борьбу с терроризмом, мы
чувствуем себя защитниками всего мирового сообщества».
Сейчас иракская сторона нуждается в оружии для
этой борьбы, констатировал ад-Дулейми. «Находясь в
Москве, мы чувствуем себя среди друзей, – добавил он.
– Откровенно говорим о ситуации в Ираке, потому что
знаем: наши друзья всегда будут с нами».
ИТАР-ТАСС
Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 27 (545) 30 июля –5 августа 2014 года
ГЕОПОЛИТИКА
ТЕМА
Начало на стр. 01
Сергей ОЗНОБИЩЕВ,
директор Института стратегических оценок
РОССИЯ – АМЕРИКА И МИР
Отечественная политическая элита может сколько
угодно делать вид, что отношения с Вашингтоном для нас
не имеют никакого значения, а отдельные наиболее удалые
ее представители могут сколь угодно и дальше паразитировать
на раздувании темы антиамериканизма. Следует,
однако, заметить, что президент Владимир Путин
с самого начала украинского кризиса (УК) подчеркивал
именно важность сохранения двустороннего сотрудничества
с США по самому широкому спектру, говоря, что «в
сотрудничестве на международном уровне, в сфере экономики,
в сфере политики, международной безопасности
заинтересована не только Россия со своими партнерами,
но и наши партнеры заинтересованы в сотрудничестве с
нами. Очень легко разрушить эти инструменты сотрудничества
и очень трудно будет создать их заново».
И речь здесь должна идти не просто о сотрудничестве,
но об особой роли в нем России и США как держав, несущих
«особую ответственность за обеспечение международной
стабильности и безопасности». Две страны «должны
сотрудничать в интересах не только собственных народов,
но и всего мира». Это заявлено Путиным уже в июле
сего года, при поздравлении американского президента
Барака Обамы с национальным праздником – Днем независимости
США.
Москва всячески и на всех уровнях исполнительной
власти подчеркивает свою готовность к возобновлению
«глобального» взаимодействия по самому широкому
кругу вопросов. Из Вашингтона же слышится упорное:
возврат «к бизнесу, как всегда», невозможен.
Да, действительно, УК высветил серьезные разногласия.
Сюда относятся коренные различия в трактовке
основополагающих положений международного права.
Обвинения в его нарушении слышались постоянно со
стороны России в адрес США, а теперь – и со стороны
США в адрес России. Мы абсолютно разошлись в оценках
и допустимости форм различного вмешательства во
внутренние дела и в то, что можно назвать «жизненно
важными интересами» друг друга.
С точки зрения российских политиков и экспертов,
США стремятся установить мировое господство и
вернуть однополярный мир, а американское политикоакадемическое
сообщество обвиняет Москву в восстановлении
Советского Союза. Вашингтон да и другие западные
столицы никогда не назовут произошедшую, по
их мнению, «аннексию» Крыма «добровольным присоединением
на основе свободного волеизъявления граждан».
Равно как и никогда в США и на Западе не согласятся
с наличием абсолютно «самостийного» – без весомого
вмешательства российской стороны движения Восточной
Украины за независимость и особенно перевода его в активную
стадию вооруженной борьбы.
Сформировавшиеся фундаментальные и пока непреСудя
по имеющимся «реакциям» на украинские события, наиболее сложной
Судя по имеющимся «реакциям» на украинские события, наиболее сложной
будет нормализация отношений с США. Вернее даже сказать, восстановить
будет нормализация отношений с США. Вернее даже сказать, восстановить
эти отношения до какой-либо отметки
эти отношения до какой-либо отметки – «точки отката», «точки отката»,
представляющей собой дату в прошлом на линейке времени
представляющей собой дату в прошлом на линейке времени
после окончания холодной войны, в ближайшее десятилетие
не удастся.
после окончания холодной войны, в ближайшее десятилетие
не удастся.
02
02
Окончание. Начало в № 26
Окончание. Начало в № 26
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ МИРА
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ МИРА
В свое время российские представители подолгу добивались
членства РФ в основных международных институтах
западного мира. Причем и политики, и эксперты,
казалось бы, аргументированно доказывали, насколько
важно получение Россией «достойного места» среди наиболее
развитых государств. Сейчас нас пытаются убедить
в обратном – мол, все это не очень-то и нужно и мы за
это членство особенно не держимся. Так кто и когда был
прав? В таком принципиальном вопросе двух «правд»
быть не может, а значит, либо в аргументах прошлых лет,
либо в нынешних скрыт весомый пропагандистский элемент
или по крайней мере доля лукавства.
Если же рассматривать предметно, то оказывается, что
одолимые разногласия скажутся во многих чувствительных
для обеих сторон областях. Так, до настоящего времени
процесс «контроля над вооружениями» в значительной
степени инициировался усилиями Москвы и Вашингтона.
Кстати, не раз решающее слово (в пользу России) звучало
со стороны США и в разрешении проблем многосторонних
переговоров.
Теперь же вместо реализации следующих этапов сокращения
и ограничения ядерных вооружений мы будем наблюдать
рост опоры на ядерное сдерживание, у которого
появляется второе дыхание. Соответственно после украинских
событий дополнительный стимул получают страны,
имевшие планы приблизиться к цели обретения ядерного
оружия. В наших двух столицах проповедовавшиеся еще в
советские времена идеи стремления к более безопасному
безъядерному миру будут надолго отставлены в сторону.
Возникшая после УК ситуация в целом пагубно скапротяжении
десятилетий. К тому же попадать в «геополитические
объятия» Пекина, не имея «противовеса» в виде
партнерских отношений с другими мировыми центрами,
достаточно недальновидно.
Реальности «большого мира» после УК таковы, что
позиция России по Крыму и Украине практически не находит
поддержки, и это новая ситуация, из которой следует
исходить. Плотно забуксовал «главный» мировой
механизм по обеспечению безопасности – Совет Безопасности
ООН, который не может принять даже, казалось
бы, очевидных решений, направленных на прекращение
насилия на Украине.
Россия при желании получала и может и дальше продолжать
извлекать из подобного членства значительную пользу
для себя. Мы легко расстались с участием в «Большой
восьмерке», при этом многие забыли, что именно через
эту структуру в рамках специально созданной программы
«глобального партнерства» удалось решить вопрос о выделении
более 15 миллиардов долларов (!) на ликвидацию
отслуживших срок российских атомных подводных лодок
и химического оружия.
нул отношения с Японией, которые начали было приобретать
новое качество после прихода к власти премьерминистра
Синдзо Абэ.
Из других мировых центров УК чувствительно затрожется
не только на общем положении дел в сфере мировой
безопасности, где первую скрипку традиционно играли
Москва и Вашингтон, но и в целом ряде требующих
постоянного внимания критически важных областей, в
которых без тесного взаимодействия невозможно обеспечить
эффективного сотрудничества, в первую очередь в
сферах нераспространения оружия массового уничтожения
и борьбы с терроризмом.
Следует ожидать, что в американских официальных
документах в области обороны Россия займет пустовавшее
после распада СССР на протяжении нескольких десятков
лет место если не сразу потенциального противника,
то серьезного оппонента на мировой арене. У американского
ВПК и так называемых ястребов в результате
УК появились весомые аргументы в пользу интенсивного
развития и модернизации вооружений, в первую очередь
тех систем, которые прямо или косвенно могут быть направлены
на противодействие России.
Вашингтон активизирует продвижение на мировой
арене организационных, экономических и финансовых
решений, ограничивающих интересы нашей страны. Например,
именно американские высокопоставленные представители
оказали прямое давление на Болгарию с тем,
чтобы она вышла из крайне важного для России в современных
условиях проекта «Южный поток».
Возникшие принципиальные разногласия надолго обрекают
Москву и Вашингтон на так называемое избирательное
сотрудничество, когда из широкой палитры каждая
из сторон будет пытаться наладить только безусловно
выгодные направления взаимодействия. Это хоть и станет
приводить к постоянным трениям, но потребует диалога,
достижения компромиссов. Однако в любом случае Вашингтон
при желании может осложнить жизнь Москвы
гораздо в большей степени, чем наоборот.
Для бесконфликтного
сосуществования в Европе
Западу следует исходить
из наличия особых
жизненно важных
интересов России
в ближнем зарубежье
После свертывания отношений с Западом Москва
стала спешно пытаться заручаться еще большей поддержкой
Пекина. В конце мая был срочно организован
массированный госвизит в КНР, в ходе которого стороны
подписали свыше сорока соглашений. Конечно, он имел
целью кроме всего прочего и демонстрацию Западу отношений
«всеобъемлющего партнерства и стратегического
взаимодействия» между Москвой и Пекином.
Однако отдельные элементы цены такого взаимодействия
вызывают вопросы. Так, выгодность для России
подписанного после десятилетних переговоров (!) газового
соглашения с Китаем (по ценам ниже европейских)
ставится авторитетными экспертами под сомнение. Ясно,
что средства, которые можно потенциально выручить
по этому контракту, несравнимы с европейским направлением
да и на любых «маневрах ценой», которые практиковались
российской стороной с другими партнерами,
надо будет поставить крест. В более широком контексте
абсолютно очевидно, что самое широкое взаимодействие
с Китаем неспособно заменить масштабное и многопрофильное
сотрудничество с Европой, складывавшееся на
Система мировой безопасности в целом начала «развинчиваться».
Противоречия между Россией и странами
Запада, в первую очередь США, нараставшие еще до наступления
УК, не позволяли своевременно и эффективно
урегулировать региональные конфликты – как сирийский,
например. Решительные совместные меры по ликвидации
сирийского химического оружия явились, к сожалению,
скорее исключением, чем правилом. Негативные тенденции
в мире будут только нарастать, поскольку региональные
акторы начали понимать, что в ближайшее время согласованного
и решительного совместного вмешательства
России и США в урегулирование конфликтных ситуаций
ожидать не приходится, а любое голосование в СБ ООН
будет с высокой долей вероятности заблокировано одной
из сторон.
А регионов, которые в ближайшее время потребуют
самого пристального внимания, более чем достаточно.
Это в первую очередь Ближний Восток (с отдельной проблемой
иранской ядерной программы и ее истинной направленности),
где народы, следуя примеру друг друга,
стали пробуждаться от многодесятилетней власти авторитарных
режимов, и Южная Азия, где тлеет опаснейший
конфликт между двумя «новыми региональными ядерными
державами» – Индией и Пакистаном. Это и КНДР,
существенно интенсифицировавшая провокационную политику,
и ряд других стран, расположенных в самых различных
частях мира.
Кстати, списывать мощные народные протесты (и воэлемент
внутренней дестабилизации привнесли недальновидные
действия США и НАТО.
Если не остановить процессы размежевания России и
Запада, то мы окажемся на пороге очередного геополитического
раздела мира, который по образчику времен
холодной войны разделится на «клиентов» США (стран
Запада) и России. И каждая из сторон будет всячески
«опекать» своих представителей и стимулировать протестные
действия против другой. Но если раньше такого рода
«расклад» обусловливался считавшимся непримиримым
идеологизированным противостоянием двух «антагонистических»
систем – социализма и капитализма, то теперь
никаких фундаментальных теоретических предпосылок
для этого не осталось. Если, конечно, не считать наследия
самой холодной войны и ее менталитета и регулярно воспроизводимых
в отечественном медиапространстве притч
о многовековом всемирном заговоре против России.
ОБРЕЧЕННОСТЬ НА ПАРТНЕРСТВО
оруженные конфликты), проявившиеся в последние годы,
к примеру падение одного за другим североафриканских
режимов, сугубо на счет «происков Вашингтона» – значит
не желать видеть реальные процессы, происходящие
в мире, закрывать глаза на историческую обреченность в
наши дни тоталитарных и «наследуемых» авторитарных
режимов. Что же до приписываемых «злокозненной вашингтонской
кулисе» происков и продвигаемых-де ею методик
типа «управляемого хаоса», то на деле на Арабском
Востоке почему-то оказывается, что в результате к власти
на смену абсолютно манипулируемым американцами режимам
вдруг приходят нестабильные, непредсказуемые и
даже враждебные для того же Вашингтона силы. Может,
все-таки отечественным пропагандистам подобных теорий
обратиться к собственному «идеологическому прошлому»
– марксизму-ленинизму, ставившему во главу
угла решающую роль общественных процессов, народа в
смене властей и формаций?
Следствием УК является и облегчение условий для
расширения влияния крайнего (радикального) исламизма,
что ставит на повестку дня возможный дальнейший
распад государств – продолжение перекройки геополитической
карты мира. И здесь первый кандидат – Ирак.
Очень серьезно встает вопрос о дальнейшей судьбе Афганистана
и потенциального нарастания угрозы для южных
границ СНГ и России. И в том и в другом случае весомый
Сколько бы доморощенные евразийцы и иже с ними
ни пытались прочертить особый путь России – ее своеобразное
«одиночное плавание», мировые реалии насущно
диктуют, что мечты отечественных горе-геополитиков
могут, да и то условно, осуществиться лишь для некоего
выдуманного мира и абсолютно самодостаточного государства.
Но такого мира нет, как нет в современной
жизни и ни одного подобного государства. Всем, даже
самым малым странам от окружающего мира что-то (и,
как правило, очень многое) нужно.
Также и для России насущно необходимо тесное взаимодействие
с другими участниками мирового процесса,
«встраивание» в глобальные производственные и иные
цепочки. В противном случае мы будем вынуждены производить
все необходимые товары сами (воплощение неосуществленной
мечты советских времен), причем втридорога
и далеко не лучшего качества (как это в СССР
и было). В мире давно принят и работает оптимальный
путь разделения труда и производства, что позволяет серьезно
экономить собственные ресурсы, направляя их на
приоритетные цели национального развития.
Сегодня, к тому же чисто утилитарно, для России,
для ее экономики и наполнения бюджета жизненно необходимы
поступления от экспорта энергоресурсов. И в
этом смысле произошедшие в результате УК достаточно
скоординированные действия Запада по препятствованию
строительству «Южного потока» для Москвы весьма
чувствительны.
Также очень вероятно, что западные страны, США в
первую очередь, после событий УК всерьез возьмутся за
существенное качественное совершенствование вооружений
для «гарантированного» сдерживания России в будущем
и обеспечения эффективного противодействия в
любых сценариях конфликтов. Если Россия с огромным
разрывом по ВВП с США и «околокризисным» состоянием
экономики, не самым высоким уровнем научнотехнического
и технологического развития вдруг решит
симметрично отвечать на подобный вызов, то сделать это
иначе, чем за счет серьезного снижения уровня жизни,
социальных и иных значимых программ не удастся. Тем
самым страна может оказаться в серьезном социальнополитическом
кризисе, сродни тому, в который погрузился
Советский Союз последних лет существования.
Последствия УК, развитие и «суммирование» которых
еще далеко не закончено, надолго перекрыли для России
перспективу модернизации и инновационного развития
экономики на основе зарубежного партнерства – цели,
ИНДИЙСКИЕ ЭСМИНЦЫ ВООРУЖАЮТСЯ
Новой 16-контейнерной вертикальной
пусковой установкой (ВПУ) для сверхзвуковых
ракет «БраМос» будут
оснащаться все индийские эсминцы
собственной постройки.
«Новая ВПУ имеет модульную конструкцию
и полностью разработана в Индии
специалистами «БраМос аэроспейс». Она
создана на основе научно-технического
задела, сформированного при создании
8-контейнерной ВПУ для ракет «БраМос»,
которыми оснащены три индийских
фрегата 11356 второй серии российской
постройки», – заявил исполнительный
директор компании «БраМос аэроспейс» с
российской стороны Александр Максичев.
Новая ВПУ имеет носовое расположение
МЕКСИКА РАСШИРЯЕТ
ПАРК «СУПЕРДЖЕТОВ»
МЕКСИКА РАСШИРЯЕТ
ПАРК «СУПЕРДЖЕТОВ»
ОАК в ближайшее время завершит переговоры по возможности
поставки мексиканской авиакомпании «Интерджет» (Interjet) десяти
дополнительных самолетов «Сухой Суперджет 100» (Sukhoi Superjet
100, SSJ 100) по опциону к заключенному ранее контракту.
Президент ОАК Михаил Погосян сообщил: «Мы недавно анонсировали
скорое завершение переговоров по опциону на десять
авиалайнеров «Сухой Суперджет 100» для мексиканской авиаИНДИЙСКИЕ
ЭСМИНЦЫ ВООРУЖАЮТСЯ
и может трансформироваться в пусковую
установку, рассчитанную на боекомплект в
32 ракеты для боевых надводных кораблей
большего водоизмещения. Как ранее
сообщалось, ВМС Индии впервые провели
в июне этого года пуск ракеты «БраМос»
с головного эсминца «Колката» проекта
15A. К настоящему времени «БраМос аэроспейс»
поставила для всех трех индийских
эсминцев этого проекта, головной из
которых сейчас проходит испытания, а
два других достраиваются, носовые 16контейнерные
ВПУ для ракет «БраМос».
Новые ВПУ будут также установлены на
четыре эсминца проекта 15В 3-й серии.
компании «Интерджет». В соответствии с заключенным ранее
контрактом мексиканский авиаперевозчик получит 20 самолетов
«Сухой Суперджет 100». За счет ввода их в эксплуатацию «Интерджет»
намерен значительно расширить количество рейсов
и маршрутов полетов. Компания также располагает опционом
на приобретение еще десяти этих лайнеров. «Интерджет» стала
первой авиакомпанией Латинской Америки, которая купила эти
самолеты российско-итальянского производства. В 2013 году в
«Интерджет» было поставлено четыре лайнера «Сухой Суперджет
100». В 2014-м мексиканская авиакомпания получит еще
11 самолетов SSJ 100.
Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.2
03
03
ТЕНДЕНЦИИ
которые поставлены в официальных документах (указе
президента Владимира Путина «О мерах по реализации
внешнеполитического курса Российской Федерации»
2012 года, Концепции внешней политики и т. п.). Возможность
реализации подобных установок совершенно
справедливо рассматривалась в контексте тесного международного
сотрудничества и партнерства с наиболее развитыми
странами. Как констатировал Владислав Сурков,
занимавший некоторое время назад пост первого заместителя
председателя президентской комиссии по модернизации
и технологическому развитию, «ситуация… весьма
печальная. Собственные наши интеллектуальные силы
невелики. Поэтому никакой суверенной модернизации не
может быть».
и успехах в число лидеров модернизации не входит. А вот
США и Япония такими лидерами, безусловно, являются.
Рассуждения о том, что мы, мол, модернизируем гражСледует
оговориться, что Китай при всех его усилиях
данские отрасли экономики через триллионные вливания
в военную сферу, в том числе в совершенствование и производство
вооружений, слабо реализуемы. Во-первых,
потому, что такой путь априори гораздо более затратный
по сравнению с прямой модернизацией «гражданки». И,
во-вторых, в нашей стране, в которой секретность не
только не убывает, но и вновь растет в связи с возгонкой
настроений «осажденной крепости», будет крайне сложно
наладить отсутствующую сегодня эффективную систему
передачи изобретений из военной в гражданскую отрасль.
Все это значит лишь одно: России надо возвращать в нормальное
русло отношения как с упомянутыми, так и с
иными высокоразвитыми странами.
Москва «показала характер», продемонстрировав Западу
опасность проведения им эгоистичной политики, не
учитывающей интересы и озабоченности России. Думается,
что все участники непростых и во многом трагических
событий извлекли из произошедшего достаточно уроков.
Конечно, некоторые страны Запада и отдельные политики
могут настаивать на изоляции России. Но, во-первых,
это физически невозможно из-за масштабов нашей страны
и объема ее связей с остальным миром. И, во-вторых, для
таких крупных и значимых стран в ситуациях кризиса отношений
с окружающим миром не придумано иных рецептов,
кроме их большего вовлечения в мировые дела. Только
осознание собственной вовлеченности и значимости для
окружающего мира будет способствовать восстановлению
и развитию кооперационных связей, корректировке форм
и методов политики. Переход же к мировой политике,
основанной на перетягивании геополитического каната –
геополитическом соперничестве, по сути своей бесперспективен
и сверхзатратен для всех участников.
Российской политической элите необходимо резко сбавить
ставшую у нас расхожей и модной антизападную и
антиамериканскую риторику. Дальнейший разгон пропагандистской
машины по этим рельсам наносит России уже
ощутимый не только репутационный, но и экономический
урон, все больше осложняет возврат к жизненно необходимому
сотрудничеству с Западом. Не менее желательно и
снижение уровня антироссийской риторики в США.
Для возврата в «нормальную жизнь» необходимо в перЕвгений
САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
вую очередь остановить и урегулировать сам конфликт на
востоке Украины, который все еще находится в очень активной
фазе. Безусловно, позитивно, что при настоятельном
давлении России уже сейчас удалось поднять диалог на
уровень министров иностранных дел, которые предлагают
практически значимые пути выхода из кризиса. Положительный
сдвиг состоит и в том, что начат приближающийся
к «прямому» диалог между противоборствующими сторонами.
Однако для установления прочного и долговременного
мира, а не просто приглушения конфликта необходимо активное
присутствие в мирном процессе всех заинтересованных
сторон. А это означает участие не только европейских
партнеров, но и Вашингтона, представители которого, очевидно,
были вовлечены в неоднозначные действия на самых
разных стадиях украинских событий. Думается, что де-факто
для дальнейшего бесконфликтного сосуществования в Европе
Западу следует исходить из наличия особых жизненно
важных интересов России в ближнем зарубежье.
Следует иметь в виду, что должен быть разрешен не
просто внутриукраинский конфликт или спорная ситуация
между Киевом и Москвой, а самый крупный и глубокий
кризис, возникший после окончания холодной войны.
Участие всех сторон на самом высоком уровне необходимо
по существу для того, чтобы начать фундаментальный
разговор о путях и механизмах укрепления европейской и
международной безопасности, обязательности неукоснительного
соблюдения имеющихся принципов ее обеспечения,
возможном внесении в них требуемых корректив.
Фактически в европейском контексте речь идет о возврате
к предложенной в 2008 году Россией идее Договора о европейской
безопасности, которая тогда осталась без должного
внимания. Актуально создание такого механизма,
когда не просто станут своевременно сниматься озабоченности
друг друга, но не будет даваться поводов для самого
возникновения (а тем более длительного существования)
каких-либо озабоченностей в сфере безопасности.
В этом плане вселяет надежду состоявшийся в действительности
ренессанс ОБСЕ, на которую на протяжении
долгого времени обрушивался град критики за
«малую эффективность» и наличие двойных стандартов, в
особенности со стороны российских официальных представителей.
Здесь можно вернуться к идее превращения
этой организации в своеобразную ООН для Европы.
В любом случае без серьезной постановки вопроса о
новых подходах к обеспечению безопасности, без постепенного
выхода на широкоформатные договоренности
типа «Хельсинки-2» для Большой Европы, как минимум,
а лучше – и новых двусторонних политических договоренностей
о принципах взаимоотношений Россия – США
невозможны ни прочный мир, ни эффективное сотрудничество
в общих интересах.
ПОДНЕБЕСНАЯ
ВСЕ ВИДИТ
Китай запустит в этом году
космический аппарат (КА)
дистанционного зондирования
Земли с высоким разрешением
«Гаофэнь-2» (Gaofen-2).
Об этом заявили в Комитете
оборонной науки, техники и
промышленности КНР.
КА серии «Гаофэнь» предназначены
для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, картографирования,
наблюдения за изменением
климата, отслеживания ситуации
с земельными и водными
ресурсами, а также для планирования
сельскохозяйственной
деятельности и городской
застройки. В апреле прошлого
года КНР успешно вывела на
орбиту спутник дистанционного
зондирования Земли с высоким
разрешением «Гаофэнь-1»
(Gaofen-1). Во время его работы
в тестовом режиме была
успешно получена информация
о ситуации в зоне произошедшего
в конце апреля
прошлого года землетрясения
в уезде Лушань провинции СыПытаясь
проследить причинноследственные
связи происходящего в мировой
политике, то и дело наталкиваешься
на экономические интересы, альянсы конкурирующих
между собой корпораций и
олигархов, зависящих от правительств, и
правительств, зависящих от олигархов и корпораций,
групповые и личные интересы политиков
и чиновников. Дополнительной неразберихи
во все это добавляют международные
организации и объединения – от ООН
и ЕС до НАТО. Свою роль, подчас весьма
активную, играют объединения верующих
– от церквей до суфийских орденов, военнополитических
квазирелигиозных структур
типа «Хезболлы», «Исламского государства»,
«Джабхат ан-Нусра» или религиозных сект.
Весь этот политический ландшафт меняется
с калейдоскопической быстротой. Отдельные
конфликты существуют веками, но
союзы почти всегда краткосрочны, а интересы
преходящи. В связи с чем тиражируемые
СМИ попытки политологов и политтехнологов
использовать для описания и тем более
преобразования современного мира схемы,
насчитывающие десятилетия, вызывают в лучшем
случае смех. Говорить о «противостоянии
Рокфеллеров и Ротшильдов» или «славян и
англосаксов», описывая ситуацию на Украине
или Ближнем Востоке, то же самое, что пытаться
выиграть войну, в которой противник
применяет высокоточное оружие, спутники и
авианесущие группы морского базирования, с
помощью кавалерии и штыка-багинета.
При этом любое описание текущей ситуации
достаточно быстро устаревает и нуждается
в регулярной корректировке. Причем
анализировать происходящее имеет смысл с
учетом всех факторов, которые влияют или
могут повлиять на ту или иную систему. Что
предполагает не только поступление в режиме
текущего времени огромного массива как
«полевой», так и аналитической информации,
но и ее беспристрастное рассмотрение,
что само по себе достаточно сложно. Отсюда
постоянные провалы в выводах и доктринах
– от возможности построения вокруг России
«славянского мира» (что особенно примечательно
на примере Болгарии, Польши и
Украины) до катастрофического упрощения
процессов, идущих в исламском мире, включая
гипертрофированное преувеличение
роли арабо-израильских отношений.
СЛОН И ПСАКИ
чин, которые мешают реальной оценке, свою
роль играют информационные войны. Современные
технологии позволяют подделывать
«телевизионную картинку», не говоря уже о
«свидетельствах очевидцев». Как следствие
даже самые уважаемые и влиятельные СМИ
зачастую используют игровой или изначально
откорректированный в пользу той или иной
стороны материал. Объективность же мировых
средств массовой информации попросту
отсутствует. Первоначально это стало ясно
тем, кто пытался разобраться в хитросплетениях
отношений палестинцев и израильтян,
а с начала «арабской весны» и украинского
кризиса фальсификации в западной прессе и
на телевидении стали массовыми.
Автор не предполагает, что вся отечественная
журналистика лишена пропагандистского
начала, однако грубые и откровенные отклонения
от истины и информационные провалы
такого масштаба, как те, символом которых с
начала 2014 года стала Дж. Псаки, еще недавно
считались реликтом холодной войны.
Понимая, что времена холодной войны вернулись
– по инициативе президента Барака
Обамы при некотором сопротивлении его
европейских партнеров, степень которого,
впрочем, не стоит преувеличивать, – попытаемся
в очередной раз представить «поле боя»,
на котором приходится действовать России, и
возможные шаги заинтересованных сторон.
При этом бесполезно апеллировать к
морали, международному праву или логике.
Мораль в политике – категория, отсутствующая
по определению. Международное
право, как ясно из военной кампании США
в Ираке, гражданских войн в Ливии и Сирии
– в первом случае фатальной для режима и
страны, а во втором – забуксовавшей, а также
свержения президента Януковича и последующих
событий на Украине, интерпретируется
и используется теми, кто его интерпретирует
и использует исключительно во имя
собственных интересов. Что до логики, то,
что опасно для страны и противоречит интересам
государства, не обязательно вредит
той или иной политической группировке
или бизнес-корпорации. Конкретным же
чиновникам или политикам оно может быть
жизненно необходимо.
Корыстные у них при этом интересы или
Отметим, что помимо объективных причуань,
а также о наводнениях
на северо-востоке и смоге в
северных и восточных регионах
страны. Согласно заявлению
Комитета оборонной науки,
техники и промышленности
КНР до 2016 года в Китае будет
запущено еще пять-шесть подобных
аппаратов.
люди просто далеки от понимания реальности,
когда пытаются втиснуть окружающий
мир в прокрустово ложе собственного узкого
и искаженного видения, не столь важно. Говоря
попросту, «заговор», в котором многие
обвиняют лидеров США, не менее разрушителен,
чем их доброжелательный идиотизм.
Консервативны они при этом, как президент
Буш-младший, или ультралиберальны, как
президент Обама, также не имеет значения.
Современная политика США равно опасна
для самих Соединенных Штатов, их противников,
союзников и нейтрально относящихся
к Америке государств, потому что это
политика слона в посудной лавке.
Куда бы он ни повернулся, окружающим
не уцелеть вне зависимости от того,
насколько добрые у него изначально намерения.
Да и у него самого в итоге возникают
проблемы. Единственный выход в
такой ситуации – не вмешиваться в чужие
дела, ограничившись защитой своей страны
от реальной агрессии. Однако интересы
США глобальны. То есть они вмешиваются
и будут вмешиваться во все происходящее
в мире с неизменно печальными результатами
для себя и всего мира. Отчасти эта
политика – продолжение исконного американского
миссионерства. Его, строго говоря,
никто не отменял, однако в современном
мире внедрение демократии западного
типа по американской модели имеет куда
большие шансы на успех, чем обращение
очередных язычников в ту или иную версию
американского протестантизма.
СТРАХИ
СТРАХИ
АМЕРИКИ
АМЕРИКИ
Начало на стр. 01
Вэника, ради отмены которой российское
руководство предприняло колоссальные
усилия – лишь для того, чтобы она была
заменена «актом Магницкого» и сегодняшними
санкциями.
Показательно, что проблемы, в связи с которыми
вводились в прошлом или вводятся
в настоящем санкции относительно Москвы,
не имели и не имеют особого отношения к
самим этим санкциям. Именно поэтому поправка
Джексона – Вэника действовала, несмотря
на то, что формально она была введена
ради отмены запрета на иммиграцию
советских евреев, на протяжении двух с лишним
десятилетий после того, как этот запрет
исчез. Точно так же ситуация с запретом на
усыновление российских детей и проблемами
Украины – повод, а не причина для введения
санкций. Они были бы введены в любом случае,
как бы Россия ни действовала.
САНКЦИИ В ПОМОЩЬ
Резонно предположить, что фокусирование
США в их потенциальном противостоянии
с Китаем именно на России происходит
по стандартному в мировой политике
принципу. Удар, направленный против любого
альянса – военного, экономического
или политического, должен быть направлен
на наиболее уязвимое звено. Именно этим
звеном в связке КНР – РФ является Россия.
Во Вторую мировую войну в странах «Оси»
им была Италия, и Второй фронт де-факто
был открыт американцами не в Тюрингии,
Баварии или Саксонии, а на Сицилии. Да и
в наше время в «шиитском полумесяце» БСВ
слабым звеном считается Сирия, а не Иран,
что и спровоцировало гражданскую войну
в этой стране, которая по представлению ее
арабских спонсоров и их западных союзников
должна была обрушить режим в Дамаске,
коль скоро Тегеран оказался устойчив к
«Зеленой революции».
Соответственно Китай слишком велик
ГЕОПОЛИТИКА
Текущее противостояние Москвы и
Вашингтона, начавшееся по инициативе
последнего, в любом случае должно было
начаться рано или поздно. Альтернатива
этому – не превращение России в одного из
сателлитов США или, если сказать вежливее,
«следование в фарватере американской
политики», как принято полагать в отечественных
политологических кругах, а исчезновение
Российского государства как центра
силы, независимого от Соединенных Штатов.
В рамках распада страны на отдельные
анклавы, ее технологической деградации или
иного сценария – неважно.
ИМЕНЕМ ДЖЕКСОНА – ВЭНИКА
Россия представляет собой проблему для
США отнюдь не потому, что, используя статус
постоянного члена Совета Безопасности
ООН, препятствует реализации американской
политики, точнее, действий Вашингтона
на международной арене без каких-либо ограничений.
Это не причина, а следствие главного
фактора: наличия у РФ доставшегося ей
по наследству от СССР ядерного потенциала,
который исключает возможность не только
агрессии, но даже успешного силового давления
в ее отношении. Что оставляет в качестве
инструментов такого воздействия три метода.
Это санкции, которые и введены против
договоренности между Ашхабадом и Баку о
строительстве Транскаспийского трубопровода.
Вопреки лоббистским усилиям еврокомиссара
Баррозу и госсекретаря Керри этот
проект к чрезвычайному разочарованию
руководства Туркменистана остался теоретическим
построением. Попытки жесткого
давления на азербайджанского президента не
повлияли и не могли повлиять на его позицию:
Баку организует транзит через Грузию и
Турцию на европейские рынки собственных
нефти и газа, но не готов ослаблять свои позиции,
предоставляя Туркменистану построенную
им инфраструктуру.
В какой мере проблема целесообразности
России в одностороннем порядке президентом
Обамой, пытающимся заставить страны
ЕС присоединиться к США. Во-вторых,
терроризм – в первую очередь исламистский,
что применимо в России в ограниченных масштабах
и опасно для его инициаторов и организаторов
ничуть не меньше, чем для страны,
в отношении которой он используется (о чем
свидетельствует Бостонский теракт). Наконец,
в-третьих, внутриполитическое давление
на режим. Которое эффективно при повторении
властями ошибок, совершенных украинской
верхушкой и куда менее применимо в
российских условиях.
Сама по себе Россия, возможно, не представлялась
бы американскому руководству
столь опасной, чтобы привести к достаточно
неадекватной реакции, если бы не наличие
протяженной сухопутной российскокитайской
границы, поставка через которую
углеводородов по системе трубопроводов (к
ВСТО может быть добавлен как минимум
Алтайский газопровод) позволит обеспечить
энергетическую безопасность КНР в случае
морской блокады со стороны США. Последнее
сводит к минимуму уязвимость Китая
при попытке реализации американской
«Стратегии национальной безопасности» с
использованием подавляющего преимущества
ВМФ США для отсечения КНР от поставок
энергоносителей.
Альянс Москвы и Пекина, который
был разрушен в годы идеологического
противостояния (по представлению официального
Вашингтона, навсегда), явился
неприятным сюрпризом для действующей
американской администрации. Спекуляции
насчет ценообразования контракта по
поставкам газа из России в Китай сами по
себе демонстрируют стратегическое значение
и этой сделки, и перспектив взаимной
интеграции экономик России и КНР,
фундаментом для которой она является.
Отметим, что Россия в данной системе
экономических отношений, с точки зрения
Китая, играет ту же роль, что и страны Центральной
Азии – Туркменистан, Узбекистан
и Казахстан, по территории которых идут
газопроводы в КНР, а также Киргизия, стратегически
важная для обеспечения их безопасности
от угрозы радикального ислама с
южного направления. Таким образом, РФ
и КНР сформировали естественный альянс
для предотвращения реализации в регионе
сценария «центральноазиатской весны», о
которой автор писал на страницах «ВПК»
(№ 6, 2014). С учетом приближения времени
ее начала, возможного уже в этом году,
разрешение главных вопросов российскокитайских
отношений в сфере поставок углеводородов,
которые не поддавались разблокированию
на протяжении десяти лет, подало
ясный и очень неприятный сигнал США.
Еще более неприятной новостью для Вашингтона
и Брюсселя стал срыв подписания
конфликта с Россией ради реализации проектов,
к которым Баку не имел отношения
и не планировал извлечь из них какую-либо
выгоду, легла в основу решения президента
Алиева – вопрос. Не исключено, что оно базировалось
на понимании опасности для его
собственного правительства попыток повторения
«майдана» в Азербайджане – сценарий
более чем реальный. Наконец, свою роль
могла сыграть история его личных отношений
с президентом Туркменистана Бердымухаммедовым,
неоднократно провоцировавшим
конфликты между Ашхабадом и Баку.
Как бы то ни было, текущая ситуация
в «войне трубопроводов» скорее благоприятна
для успешного завершения переговоров
по строительству российского
«Южного потока». О чем более чем что
бы то ни было свидетельствует позиция
по его поводу Австрии. Давлению, призванному
сорвать проект, из числа стран,
по территории которых может пройти
маршрут «Южного потока», пока в наибольшей
мере подвержена Болгария.
Однако опыт российско-болгарских отношений,
включающий не только само
появление этого государства вследствие
действий русской армии на Балканах, но
и историю его военного противостояния
с Россией и в Первую, и во Вторую
мировую войну, позволяет спокойно относиться
к ее позиции, которая всегда
меняется в соответствии с политической
конъюнктурой. Более того, сам факт, что
и слишком завязан на американскую экономику,
ущерб которой смертелен для карьеры
любого американского президента.
Он нечувствителен к внешнему давлению,
основанному на будировании вопроса соблюдения
прав человека, что доказали события
на площади Тяньаньмэнь. Наконец,
уровень потребления населения КНР не
идет ни в какое сравнение с российским –
Китай может без социальных потрясений
пережить давление, которое в России теоретически
окажется опасно для властей.
Теоретически – поскольку и советология
в США давала весьма искаженную
картину того, что представлял собой СССР
на самом деле, а понимание современной
России и государств постсоветского пространства
в Вашингтоне на порядок слабее,
чем в прошлые времена. Хотя понимание
Москвой мотиваций американского и европейского
истеблишмента не лучше. В противном
случае отечественная элита не прилагала
бы таких усилий в попытке добиться
недостижимого: полноправной интеграции
России в западное сообщество. Обещания
насчет возможностей такого рода были не
более чем словами и воспринимать их следовало
именно как слова. Что, впрочем,
на сегодня представляет собой вопрос исключительно
исторический – эти иллюзии
российского политического истеблишмента
остались в прошлом.
Любопытно, что должно произойти,
чтобы в прошлое отошли такие мифы отечественной
политики, как возможность получения
грандиозных инвестиций из арабских
стран, перспективы политического и экономического
союза с исламским миром, включая
открытых противников России Катар и
Саудовскую Аравию, или нормализация отношений
с исламистами, задачей которых
было, есть и будет ослабление и расчленение
Российской Федерации, а не укрепление ее
национального единства. Отдельные темы
– продвижение отечественных интересов
в Африке, возможность осуществления не
только за российский счет интеграционных
проектов, потенциал разумного реформирования
ООН и много что еще.
Экономический потенциал
сегодняшней России
на порядок превышает тот,
которым она располагала
в предшествующую
холодную войну
единственная страна, которая в проведении
направленного против России курса
Вашингтона и Брюсселя готова следовать
их указаниям – Болгария, говорит о реальном
потенциале этой политики.
Это отнюдь не значит, что вводимые
США против России санкции можно игнорировать,
с присоединением к ним в перспективе
ЕС или без оного. При этом ущерб
от санкций, который понесет Европа, куда
более значителен, чем для США, а угроза Евросоюзу
со стороны России отсутствует, несмотря
на непрерывные провокации, связанные
с кризисом на Украине. Скорее можно
говорить о последовательных попытках наступления
ЕС на интересы России. Секторальные
и финансовые ограничения, запрет
на экспорт в Россию западных технологий и
оборудования призваны закрепить технологическую
отсталость Москвы.
Речь идет в первую очередь об оборонных
отраслях, а также о перспективах
освоения РФ ресурсов Восточной Сибири,
арктического и тихоокеанского шельфа.
Рассматривая вопрос в исторической ретроспективе,
следует признать, что санкции
такого рода были применены к СССР
в соответствии с поправкой Джексона –
ли, однако кто предупрежден – тот вооружен.
Война России объявлена – и хорошо,
что это пока холодная война. При этом
уровень интеграции в окружающий мир,
понимание того, как он устроен, система
международных связей и экономический
потенциал сегодняшней Москвы на порядок
превышает тот, которым она располагала
в предшествующую холодную
войну. Ни от кого, кроме
российского руководства, не
зависит, будут ли использованы
возможности, которые предоставляют
промышленности,
в том числе ОПК, санкции,
которые заставляют развивать
собственный технологический
потенциал, а не растрачивать
его в рамках бесконечного «распила»
бюджета.
Многие мудрости дают многие печаРоссии
и Израиля несопоставим в части
материально-технологической, сырьевой
и интеллектуальной базы, а уровень военных
угроз для Иерусалима со стороны его
противников не идет ни в какое сравнение
с тем, который вынуждена учитывать
Москва. При этом ссылки на свободу действий,
идеологическую незашоренность и
исконную еврейскую предприимчивость
могут впечатлить только человека, который
совершенно не представляет себе, что
такое реальная израильская бюрократия и
насколько она может уничтожить любое,
даже самое необходимое начинание.
История создания в Израиле танка
В свое время британская и
французская технологическая
блокада заставили государство
Израиль создать танковую и
авиационную промышленность,
притом что потенциал
«Меркава», истребителя-бомбардировщика
«Лави», БЛА, «умных бомб», противоракетной
системы «Железный купол» и других
ВВТ, часть которых стоит только на вооружении
этого государства, а другие разрешены
к поставкам на рынок, демонстрирует, к
чему могут привести санкции при правильном
их использовании. В России есть все
необходимое для того, чтобы пройти тот же
путь с меньшими издержками и с куда более
впечатляющим результатом. При наличии
не только ресурсов – они как раз есть, но и
воплощения деклараций в реальность.
Стр.3