Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 613860)
Контекстум

Кони в храмах: об одном из топосов народной памяти о войне 1812 г. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЧудинов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц8
ID260455
АннотацияДоказывается, что в произведениях об Отечественной войне 1812 г. сюжет о французских солдатах, вводящих своих лошадей в храмы, представляет собой совпадение реальных событий и представлений об иноземных захватчиках в фольклорных произведениях. В действительности французские солдаты размещали лошадей в храмах только из практической потребности.
УДК94(470+571)"17/1917"
ББК63.3(2)5
Чудинов, А.В. Кони в храмах: об одном из топосов народной памяти о войне 1812 г. / А.В. Чудинов // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки .— 2013 .— №3 .— С. 257-264 .— URL: https://rucont.ru/efd/260455 (дата обращения: 19.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Кони в храмах» в народной памяти УДК 94(479)“1812” + 82:398 + 930.85 257 А. В. Чудинов КОНИ В ХРАМАХ: ОБ ОДНОМ ИЗ ТОПОСОВ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ 1812 г.* Описание французских солдат, вводящих своих лошадей в церкви, является одной из самых популярных тем в российском фольклоре о войне 1812 г. Есть много достоверных свидетельств, подтверждающих этот факт. <...> Однако автор статьи доказывает, что данный сюжет представляет не прямое отражение действительности фольклором, но совпадение реальных событий и устной традиции. <...> Авторы произведений народного творчества выстраивали образ французов согласно давнему образцу иноземного врага, приписывая им все его особенности, включая враждебность к христианским святыням. <...> Хотя в действительности французы размещали лошадей в церквах только из практической потребности, это примечательное совпадение их поведения с традиционным поведением врага было принято российскими простыми людьми как доказательство религиозного характера этой войны вообще. <...> Отечественная война 1812 г. оставила глубокий след в исторической памяти русского народа, о чем можно судить по обилию посвященных ей произведений устной литературы самых разных жанров — исторических песен, преданий, сказок, пьес народного театра, которые фольклористы и этнографы, начиная с первой половины XIX в., в большом количестве фиксировали по всем регионам России. <...> Изучая богатое наследие народного творчества, нетрудно заметить, однако, что эта война, как, впрочем, и другие предшествовавшие ей события русской истории, отложилась в коллективной памяти народа весьма специфическим образом — без сколько-нибудь жесткой привязки к исторической конкретике: безымянные авторы фольклорных текстов описывали наполеоновское нашествие в тех же самых образах и при помощи тех же самых топосов, которые их предшественники использовали для описания вражеских вторжений далекого прошлого [cм. <...> К примеру, анонимные создатели исторической песни <...>