Статья поступила в редакцию 10.04.2012 г. УДК 392.51 + 398 + 82-2 Ю. С. Подлубнова ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ДРАМАТУРГИИ СТАЛИНСКОГО ВРЕМЕНИ (ПО ПЬЕСЕ «УРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА А. БАРАНОВА <...> »)* Рассматриваются механизмы создания и бытования советского фольклора (псевдофольклора), феномен советских театрализованных свадеб образцов псевдофольклора, через которые советская идеология интегрировалась в народную культуру. <...> Объясняются причины популярности театрализованных свадеб среди широких слоев населения СССР. <...> После Первого всесоюзного съезда писателей 1934 г. и прозвучавшей на нем речи А. М. Горького, в которой советские литераторы были призваны собирать, обрабатывать фольклор и «учиться на нем» [см. <...> 676], устное народное творчество в СССР получило статус своеобразного «естественного идеала народной литературы» [Юстус, с. <...> Соцреализм с его установкой на широкие народные массы сознательно вторгался в поле народной культуры, значительную часть которого составлял фольклор, и работал в тех формах и с тем содержанием, которые были привычны для потенциального читателя. <...> Юстус, с середины 1930-х гг. «фольклор оказался как бы изначально социалистической литературой» [Там же, с. <...> Это все соответствовало заявленной на съезде соцреалистической эстетике, ориентированной на массовость, народность, а также партийность, которой в фольклоре в чистом виде пока еще © Подлубнова Ю. С., 2012 * Исследование подготовлено в рамках интеграционного проекта УрОСО РАН «Литература и история: сферы взаимодействия и типы повествования». <...> Фольклорные источники в драматургии сталинского времени 231 не было, но что являло зримый повод для активного вторжения советской риторики в эту область творчества. <...> Традиционные жанры народной культуры далеко не всегда поддавались реконструкции и переакцентировке в аспекте новых политических задач. <...> Зачастую фольклор в СССР приходилось создавать заново, опираясь на советскую идеологию, мифологию <...>