Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 613680)
Контекстум
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки  / №2 2012

Кондукт как жанр мелической поэзии XII-XIV вв.: историография (90,00 руб.)

0   0
Первый авторФилиппенок
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц12
ID260274
АннотацияВ предлагаемой статье дается историографический обзор исследований кондукта как жанра мелической поэзии и западноевропейской средневековой музыки XII-XIV веков.
УДК821.09"04/16"
ББК83.3(0)4
Филиппенок, М.В. Кондукт как жанр мелической поэзии XII-XIV вв.: историография / М.В. Филиппенок // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки .— 2012 .— №2 .— С. 6-17 .— URL: https://rucont.ru/efd/260274 (дата обращения: 18.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Не все представляющие данную эпоху жанры исследованы в равной мере, поэтому вполне понятен интерес к тем из них, которые до сих пор не попадали в поле зрения отечественных медиевистов (кантига, органум, мотет, секвенция и др). <...> Говоря о первых кондуктах, ученые чаще всего цитируют английского музыковеда Джанет Кнэпп, автора одной из первых значимых работ, посвященных анализу рассматриваемого жанра. <...> Кнэпп, — слово “кондукт” появилось в середине XII века (около 1140 года) в рукописи E-Mn 2891 , в которую вошло девять композиций, обозначенных словом “conductus”»2. <...> Их функциональная роль определялась прежде всего тем, чтобы 1 Список манускриптов, содержащих кондукты, а также принятые сокращения см. в предисловии к работе [The conductus collections…, p. <...> 2 Этимология термина (от лат. conduco — стягивать, сводить, сопровождать) связывается с техникой многоголосной композиции либо с функционированием этого жанра в церковной практике: изначально исполнение кондуктов сопровождало священнослужителя к месту чтения священных текстов. <...> Так, например, кондукт «Resonet, intonet» («Звучит, гремит») заканчивался призывом к молящимся подготовиться к чтению Священного Писания: Munda sit, pura sit hec ergo concio, Audiat, sentiat quid dicat lectio3 . <...> Кнэпп высказывает предположение о том, что «подобные произведения пелись, в то время как священная книга переносилась к месту чтения» [Knapp, p. <...> В труде «Общеизвестные сведения о дисканте» о кондукте написано следующее: «conductus…est super unum metrum multiplex consonans cantus» («кондукт…является многоголосной благозвучной песней, имеющей единый метр») [Lexicon Musicum Latinum…, p. <...> Рекомендации автора по поводу сочинения кондуктов касаются только музыкальной стороны жанра, однако для нас важно следующее замечание: «Тот, кто имеет намерение писать кондукт, должен сперва взять такую красивую мелодию, которую только сможет» [Strunk, p. <...> Однако ни у кого из этих теоретиков мы не можем найти каких-либо указаний на вербальную сторону изучаемого нами жанра. <...> В последней трети XIII в. французский <...>