Исследуются формы проявления оппозиции «фикциональность реальность (действительность)» в тексте волшебной литературной сказки, а также проблемы референциальной специфики художественного текста и верификации высказываний о фикциональном мире. <...> Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, зависит прежде всего от того, как исследователь определяет, во-первых, доминанту художественного текста; во-вторых, референциальную специфику высказываний, актуализированных в художественном тексте; в-третьих, способы верификации истинности/ложности этих высказываний. <...> Доминантой художественного текста как сложного многоуровневого речевого произведения, в котором вымышленные миры обретают свою материальную форму, является, по нашему мнению, фикциональность, определяющая реализацию и языковую экспликацию остальных признаков. <...> Логические вопросы фикциональности рассматривалась в трудах философов-аналитиков (Э. Ауэрбах <...> Фикциональность в самом общем смысле может быть определена как репрезентативная способность, как инструмент, «который направляет необходимый поток фантазии в наш повседневный мир. <...> В качестве деятельности сознания она высвобождает энергию источников нашего воображения, одновременно придавая им нужную в плане применения форму
» [Изер, с. <...> Фикциональность представляет собой связующее звено между воображением как разновидностью деятельности нашего сознания и способами репрезентации результатов этой деятельности, способами их введения в объективную реальность. <...> В рамках оппозиции «фикциональность фактуальность» определяются границы между художественными и нехудожественными текстами и языковые средства манифестации вымышленности текста, те сигналы, благодаря которым читатель готов воспринимать произведение как литературное. <...> Оппозиция «фикциональность реальность (действительность)» позволяет изучать формы мимесиса и способность художественного текста к репре <...>