УГОЛ ЗРЕНИЯ УДК 159.923 +316.462 +316.6 Ю. А. Ермаков ТЕНЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ: КОЛЛИЗИИ ТАЙНОЙ ВЛАСТИ В статье опровергается расхожее мнение о том, что «тень» является исключительно визуальным свойством физического мира. <...> Утверждается, что она незримо присуща и личности самого человека, а многообразие ликов «тени» генерируется динамикой, масштабом и многообразием общественных отношений, в которых сам человек деятельно участвует. <...> Выдвигается предположение, что тень может не только сделать человека ущербным и нежизнеспособным, но и содействовать полноценности и плодотворности его жизни. <...> Ключевые слова: человек, тень, Другой, homo consumens, рыночный индивид, гомо советикус, генерализация тени, деформация и обновление личности. <...> Как физическое явление она для нас привычна, и мы вспоминаем о ней подчас лишь в метафорах: «царство теней», «теневая экономика», «теневая политика», имея в виду нечто неясное, зыбкое, нетранспарентное. <...> Между тем метафора тени обозначает не только смутные образы и визуальные отношения между человеком и внешним миром. <...> В мировой культуре и искусстве этот метафорический образ выполняет множество функций, важнейшая из которых исследовательская, познавательная, позволяющая раскрыть многообразие невидимого мира, окружающего человека и подчас управляющего его сознанием и поведением. <...> В этих художественных произведениях тень является в деспотическом обличье, она диктует своему, казалось бы, хозяину-первоисточнику, как и что ему в жизни делать. <...> Вместе с тем роль тени в жизни человека не исчерпывается расщеплением его личности или незримым командованием его жизнедеятельностью. <...> она в лице черного человека повсюду преследует Моцарта («как тень он гонится»), напоминая ему о взятом обязательстве написать «Реквием». <...> Однако из пушкинского текста становится очевидно, что преследующий Моцарта черный человек выполняет и функцию пророческого предчувствия неминуемой гибели главного <...>