Специализированные издания как фактор развития бизнес-коммуникаций : дис. . канд филол. наук. <...> URL: http://bigmag.net/ Статья поступила в редакцию 14.03.2013 г. УДК 316.772 + 316.774:654.1 О. В. Павлович ТРАНСФОРМАЦИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ: ОТ ОБЩИНЫ ДО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Рассматривается ретроспектива феномена манипуляции, доказывается его присутствие на всех этапах общественного развития, с момента появления в человеческом социуме процесса отчуждения, ставится под сомнение позиция исследователей, определяющих манипуляцию как общественное явление, возникшее в период капиталистической формации. <...> Ключевые слова: манипуляция, исторический подход, общественные формации, массовое сознание, социальные связи, отчуждение, производственные отношения, практика манипулятивных коммуникаций. <...> Манипуляция как элемент социального взаимодействия имеет свои специфические предпосылки формирования и исторические прецеденты. <...> Принимая дефиницию понятия «манипуляция» как вида психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [2,52], большинство исследователей этого феномена ориентируются на анализ современного состояния вопроса. <...> Такая направленность не лишена оснований, ПАВЛОВИЧ Олег Вячеславович заведующий лабораторией коммуникационных технологий и брендинга Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета (e-mail: Apis@k66.ru). <...> © Павлович О. В., 2013 64 ЖУРНАЛИСТИКА И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ поскольку актуальность темы многократно возросла именно за последние полвека, превратив ее в одну из глобальных проблем современного общества. <...> Существует ряд трактовок понятия манипуляции в ее исторической ретроспективе. <...> Различные авторы выделяют в истории данного феномена различные периоды, этапы и моменты. <...> Лимнатис, рассматривая манипуляцию в контексте <...>