Пятидесятилетний дядюшка
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1953
OCR Бычков М.Н. <...> 1
ЭТО НОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕУТОМИМОГО пера ПОЛЕВОГО ЕСТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ анекдот, С бОЛЬШИМ
ИСКУССТВОМ ПЕРЕЛОЖЕННЬТЙ на разговоры ДЛЯ СЦЕНЫ. <...> МЬТ ПРОЧЛИ ЕГО С бОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ И С
НЕТЕРПЕНИЕМ желаем УВИДЕТЬ ЕГО на МОСКОВСКОЙ СЦЕНЕ, В УВЕРЕННОСТИ, ЧТО наше УДОВОЛЬСТВИЕ тогда
будет еще живее. <...> 2 Завязка пьесы проста и не нова: на молодой девушке, внучке знаменитого Брандта, хочет жениться скряга, богач и глупец Фома Гроомдум, а она любит Питера Гродекера, оружейного
подмастерья. <...> Петр Великий узнает об искусстве молодого Питера делать ружья и награждает его. <...> По
этому случаю царь узнает о Брандте, мастере ботика, скрывавшемся несколько лет под строгим
инкогнито. <...> Разумеется, Гроомдум остается, как и следует, с носом, а Питер женится на прелестной
Корнелии. <...> Особенно эффектен конец: народ ждет Петра, и на сцене
раздаются клики “ура!“ -- занавес опускается. <...> Какое русское сердце не дрогнет от этой недоконченной
СЦЕНЫ, КОТОРОЙ ВСЯ сила И ВОЛШЕбНОЕ обаяние И заключается В ЕЕ НЕОКОНЧЕННОСТИ! <...> .. В ПЕТЕРбУРГЕ эта
3
пьеска имела бОЛЬШОЙ УСПЕХ, И МЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО Москва ПРИМЕТ ЕЕ С НЕМЕНЬШИМ энтузиазмом. <...> 2. В Москве, на сцене Большого Петровского театра, пьеса была в первый раз поставлена 13
января 1839 г.; Белинский видел пьесу 3 февраля. <...> О московских постановках “Дедушки русского флота“
см. в заметке Белинского “Театральная хроника“ (н. т., стр. <...> Пьеса, поставленная впервые на сцене петербургского Александринского театра 9 ноября 1838
г., выдержала подряд 23 представления. <...>
Дедушка_русского_флота.pdf
В.Г. Белинский
Дедушка русского флота
В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том третий
Статьи и рецензии 1839-1840. Пятидесятилетний дядюшка
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1953
OCR Бычков М.Н.
9. Дедушка русского флота. Русская быль Николая Полевого. Санкт-Петербург. 1838. В
типографии Э. Праца и комп. 75 (16).1
Это новое произведение неутомимого пера Н. А. Полевого есть исторический анекдот, с большим
искусством переложенный на разговоры для сцены. Мы прочли его с большим удовольствием и с
нетерпением желаем увидеть его на московской сцене, в уверенности, что наше удовольствие тогда
будет еще живее.2 Завязка пьесы проста и не нова: на молодой девушке, внучке знаменитого Брандта,
хочет жениться скряга, богач и глупец Фома Гроомдум, а она любит Питера Гродекера, оружейного
подмастерья. Петр Великий узнает об искусстве молодого Питера делать ружья и награждает его. По
этому случаю царь узнает о Брандте, мастере ботика, скрывавшемся несколько лет под строгим
инкогнито. Разумеется, Гроомдум остается, как и следует, с носом, а Питер женится на прелестной
Корнелии. Все это изложено просто и мило. Особенно эффектен конец: народ ждет Петра, и на сцене
раздаются клики "ура!" -- занавес опускается. Какое русское сердце не дрогнет от этой недоконченной
сцены, которой вся сила и волшебное обаяние и заключается в ее неоконченности!.. В Петербурге эта
пьеска имела большой успех,3 и мы уверены, что Москва примет ее с неменьшим энтузиазмом.
Примечания
1. "Моск. наблюдатель" 1839, ч. I, No 1 (ценз. разр. 1/I), отд. V, стр. 25-27. Без подписи.
2. В Москве, на сцене Большого Петровского театра, пьеса была в первый раз поставлена 13
января 1839 г.; Белинский видел пьесу 3 февраля. О московских постановках "Дедушки русского флота"
см. в заметке Белинского "Театральная хроника" (н. т., стр. 95).
3. Пьеса, поставленная впервые на сцене петербургского Александринского театра 9 ноября 1838
г., выдержала подряд 23 представления. О ее исключительном успехе в Петербурге см. в "Сев.
пчеле" (1838, No 275, 1/XII) и в "Литер. приб. к Русск. инвалиду" (1838, No 47, 19/XI).
Стр.1