Принцип контекстного изучения литературного произведения в школьном курсе «Мировая литература» ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ В.В. <...> Новый инструментарий в разработке рабочей программы учителя английского языка в условиях ФГОС РЕСУРСЫ Деятельностно-ценностные задачи И.А. Баранова. <...> 2 27.05.2013 14:20:02 27.05.2013 14:20:02 ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ Принцип контекстного изучения литературного произведения в школьном курсе «Мировая литература» В.В. Гладышев После появления нашей статьи, в которой была дана общая характеристика вышеназванного принципа1 , возникла необходимость сосредоточить внимание на методико-дидактических аспектах контекстного изучения литературных произведений. <...> С этой целью была подготовлена соответствующая монография2 , в настоящей же статье предлагается теоретическое обоснование принципа контекстного изучения литературного произведения в рамках школьного курса мировой литературы. <...> В связи с этим следует признать, что дидактические принципы представляют собой определённого рода трансформацию основных Гладишев В.В. <...> Принцип контекстного вивчення художнього твору та шляхи його реалізації у процесі викладання зарубіжної літератури // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. <...> Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. <...> 4 27.05.2013 14:20:03 27.05.2013 14:20:03 Принцип контекстного изучения литературного произведения в школьном курсе «Мировая литература» • принцип, который касается контрольно-оценивающих функций дидактического процесса»7 . <...> Мирошниченко8 ) принципов преподавания мировой литературы в школе, которые, как полагает один из крупнейших украинских специалистов в области методики преподавания мировой литературы, должны обеспечить результативность изучения этого предмета в современной украинской школе. <...> Поскольку история преподавания мировой литературы (как специального школьного предмета) в Украине насчитывает всего лишь 20 лет, методистам на современном <...>
Педагогические_технологии_№2_2013.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Про фес си о наль ный жур нал для тех но ло гов об ра зо ва ния: на уч ных ра бот ни ков, пре по да ва те лей и ас пи рантов
пе да го ги че с ких об ра зо ва тель ных уч реж де ний, си с те мы по вы ше ния ква ли фи ка ции, ме то ди с тов и специ
а ли с тов, а так же учи те лей, по вы ша ю щих свою ква ли фи ка цию
За ре ги с т ри ро ван Ми ни с тер ст вом Рос сий ской Фе де ра ции по де лам пе ча ти,
те ле ра ди о ве ща ния и средств мас со вых ком му ни ка ций. Сви де тель ство
о ре ги с т ра ции сред ст ва мас со вой ин фор ма ции ПИ № 7711412 от 17 де ка б ря 2001 г.
№2 2013
Редакционная коллегия:
М.Е. Бер шад ский, канд. пед. на ук;
Г.Г. Ле ви тас, док тор пед. на ук;
А.В. Ра фа е ва, канд. фи лол. на ук;
А.М. Куш нир, канд. пси хол. на ук;
Е.В. Шиш ма ко ва, канд. пед. на ук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
Главный редактор:
Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Зав. производством:
Любовь Кучмиёва
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Галина Нефёдова
Корректор:
Татьяна Денисьева
Редакция: кафедра образовательной
технологии АПКиППРО
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© Кафедра образовательной
технологии АПКиППРО, 2013
© НИИ школьных технологий, 2013
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
В.В. Гладышев. Принцип контекстного
изучения литературного произведения
в школьном курсе «Мировая литература»
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ
В.В. Гузеев, А.М. Кушнир, А.А. Остапенко.
Концепция эффективного обучения письму
на русском языке как неродном
ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ
С.А. Данелян, Л.С. Сагателова.
Информационные технологии
в обучении математике: решение
заданий ЕГЭ группы С5
Н.С. Титова. Новый инструментарий
в разработке рабочей программы учителя
английского языка в условиях ФГОС
РЕСУРСЫ
Деятельностно-ценностные задачи
И.А. Баранова. Пифагорова головоломка
Н.А. Биркина. Задача об изобретении
швейной машинки
Е.Е. Болдырева. Модерн
и конструктивизм в архитектуре
Н.В. Борзак. Парниковый эффект
С.П. Васильева. Происхождение славян
Е.Е. Имшинецкая. Задача о Бабе-Яге
И.Ф. Конечных. Задача об эпохе
правления Л.И. Брежнева
55
60
64
67
70
78
82
17
3
38
44
PT_2_13 indd
PT_2_13.indd.
1
27.05.2013 14:20:02
27.05.2013 14:20:02
Стр.1
Содержание
Л.П. Кошевая. Задача
о полосатой лошадке
Ю.А. Кравченко. Задача
об отрицательных числах
В.Е. Кука. Задача
о крейсере «Варяг»
Т.А. Курдай. Транспортировка
пострадавшего
Н.В. Лялько. Задача
о тьюторстве
Г.Г. Михайлова. Задача
о жирафе
Е.Г. Незнамова. Задача
о муравьях
86
89
91
94
97
98
100
В.Г. Никифорова. Задача
об открытиях и открывателях
Н.Н. Осипенко. О пользе
статистики
И.В. Останина. Образы святых
М.В. Пучкова. Задача
об атомной энергии
Т.Ю. Селихова. Вредоносные
гости
И.В. Тарасенко. Задача
о секретах успеха в профессии
О.Г. Унтилова. Задача
о самопознании
Авторы номера
104
109
114
115
117
129
130
144
Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не воз вра ща ют ся.
Мне ние ре дак ции мо жет не сов па дать с мне ни ем ав то ров.
От вет ст вен ность за до сто вер ность ин фор ма ции в пуб ли ку е мых ма те ри а лах не сут ав то ры.
От вет ст вен ность за со дер жа ние рек лам ных ма те ри а лов не сёт рек ла мо да тель.
Все публикуемые материалы предварительно обсуждаются на семинаре «Научные вторники
кафедры образовательной технологии» АПКиППРО. Решение главного редактора является
окончательным.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org;
narob@yandex.ru
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: market@narodnoe.org
Подписано в печать 27.05.13. Формат 70×90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 9,0. Усл.печ. л. 10,79. Тираж 700 экз. Заказ № 3604.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. 109341, г. Москва, ул. Люблинская,
д. 157, корп. 2. Тел./факс: (495) 3455200.
PT_2_13 indd
PT_2_13.indd.
2
27.05.2013 14:20:02
27.05.2013 14:20:02
Стр.2
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Принцип контекстного изучения
литературного произведения
в школьном курсе
«Мировая литература»
В.В. Гладышев
После появления нашей статьи, в которой была дана общая характеристика
вышеназванного принципа1
, возникла необходимость
сосредоточить внимание на методико-дидактических аспектах контекстного
изучения литературных произведений. С этой целью была
подготовлена соответствующая монография2
, в настоящей же статье
предлагается теоретическое обоснование принципа контекстного
изучения литературного произведения в рамках школьного курса мировой
литературы.
Учёные-дидакты, определяя специфику принципов обучения (дидактических
принципов), выделяют их различные аспекты, в зависимости
от этого и формулируются соответствующие определения. При
этом считаем необходимым уточнить, что в психолого-педагогической
литературе практически как равнозначные термины используются
понятия «педагогические принципы» и «принципы обучения». Хотя, на
наш взгляд, первое из них имеет более широкое значение: «Педагогические
принципы — это общие основные и направляющие положения,
возникающие в результате анализа научно-педагогических закономерностей
и практического педагогического опыта»3
.
В связи с этим следует признать, что дидактические принципы
представляют собой определённого рода трансформацию основных
Гладишев В.В. Принцип контекстного вивчення художнього твору та шляхи його реалізації у процесі
викладання зарубіжної літератури // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. 2001.
1
№ 5. С. 12–14.
2
Гладишев В.В. Теорія і практика контекстного вивчення художніх творів у шкільному курсі зарубіжної
літератури: Монографія. Миколаїв: Іліон, 2006.
3
1985. С. 7.
Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмомой. М.: Просвещение,
3
PT_2_13 indd
PT_2_13.indd.
3
27.05.2013 14:20:03
27.05.2013 14:20:03
Стр.3