Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610370)
Контекстум

Культура речи (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПетрякова А. Г.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц488
ID244520
АннотацияЦель пособия — на основе анализа распространенных ошибок формировать умения и навыки культуры словоупотребления, произношения, использования грамматических форм. Книга содержит занимательный и доступный теоретический материал по языковой норме, вариантам нормы и выразительным средствам языка, комплекс упражнений, справочник и тесты.
Кому рекомендованоДля бакалавров нефилологических специальностей, учителей-словесников и и учащихся старших классов общеобразовательных школ.
ISBN978-5-9765-2101-8
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус-5-923
Петрякова, А.Г. Культура речи : учеб. пособие / А.Г. Петрякова .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 488 с. — ISBN 978-5-9765-2101-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/244520 (дата обращения: 20.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

405 ЧАСТЬ III ТЕСТЫ Тесты, связанные с орфоэпической нормой . <...> Сравнительно недавно нормой было ударение ракурс, сейчас — ракурс; допустимо стало употребление в разговорной речи слова кофе в среднем роде. <...> 10 11 Уровни языка Фонетический Лексический Морфологический Синтаксический Равноправные варианты ржаветь — ржаветь лингвистика — языкознание бункера — бункеры гулять вечерами — гулять по вечерам стилистические глаза (нейтр.) — очи (книжн.) ветры (нейтр.) — ветра (поэтич.) документ с подписью и печатью (разг.) — документ за подписью и печатью (оф.-дел.) <...> Неравноправные варианты семантические девица (нейтр.) — девица (поэт.) ирис (цветок) — ирис (конфета) фальшивый — искусственный Учители (жизни) — учителя (школьные) по окончании (временное значение) — по комнате (знач. места) нормативнохронологич. ракурс (совр.) — ракурс (устар.) сейчас (совр.) — ныне (устар.) грифели (совр.) грифеля (устар.) слыть весельчаком (совр.) — слыть за весельчака (устар.) <...> Условные обозначения и сокращения Ударные гласные выделены полужирным курсивом (тигровый). * — значок при задании повышенной трудности, вин.п. — винительный падеж, доп. — допустимый, ед.ч. — единственное число, ж.р. — женский род, им.п. — именительный падеж, м.р. — мужской род, мн.ч. — множественное число, нейтр. — нейтральный общеупотребит. — общеупотребительный, перен. — переносный смысл, поэт. — поэтический, предл.п. — предложный падеж, разг. — разговорный, род.п. — родительный падеж, см. — смотреть совр. — современный, ср.р. — средний род, устар. — устаревший, РЛПУ — Русское литературное произношение и ударение: Словарь справочник / Под ред. <...> НОРМА УДАРЕНИЯ Во многих известных нам языках постановка ударения не вызывает никаких трудностей, потому что ударение там фикси рованное. <...> Подвижно, потому что при изменении слова может меняться и ударение: зеркало (ед.ч.) — зеркала (мн.ч.) <...> Но все же норма правильного ударения существует, и проще следовать ей, чем каж дый раз обращаться <...>
Культура_речи.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Культура_речи.pdf
А.Г. Петрякова КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2018
Стр.1
УДК811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-5-923 П30 Ï30 Петрякова А.Г. Культура речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.Г. Петрякова. — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 488 с. ISBN 978-5-9765-2101-8 Цель пособия — на основе анализа распространенных ошибок формировать умения и навыки культуры словоупотребления, произношения, использования грамматических форм. Книга содержит занимательный и доступный теоретический материал по языковой норме, вариантам нормы и выразительным средствам языка, комплекс упражнений, справочник и тесты. Для бакалавров нефилологических специальностей, учителейсловесников и и учащихся старших классов общеобразовательных школ. УДК811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-5-923 Главы 1, 4 — в соавт. с Л.И. Петряковой Часть III, Тесты — в соавт. с Е.Д. Бердниковой ISBN 978-5-9765-2101-8 © Петрякова А.Г., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ....................................................................................................................... 5 ЧАСТЬ I Глава 1. Орфоэпическая норма ......................................................................... 15 1. Норма ударения .................................................................................. 15 2. Норма произношения ...................................................................... 35 Контрольные вопросы .......................................................................... 43 Контрольные работы ............................................................................. 43 Глава 2. Лексическая норма ............................................................................... 45 1. Лексическое значение слова .......................................................... 47 1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении ................................................................................ 47 1.2. Употребление конкретной и отвлеченной лексики .......................................................................................... 51 1.3. Употребление паронимов ........................................................ 52 2. Многословие ........................................................................................ 57 3. Лексическая неполнота высказывания ..................................... 68 4. Лексическая сочетаемость ............................................................. 69 5. Употребление синонимов ............................................................... 72 6. Употребление антонимов ............................................................... 78 7. Употребление омонимов ................................................................. 81 8. Употребление многозначных слов .............................................. 86 9. Употребление новых слов .............................................................. 89 10. Употребление устаревших слов .................................................. 92 11. Употребление слов иноязычного происхождения ............... 98 12. Употребление диалектизмов ..................................................... 108 13. Употребление разговорных и просторечных слов ............ 109 14. Употребление профессионализмов и жаргонизмов ......... 111 14. Употребление фразеологизмов ................................................. 113 16. Клише и штампы ............................................................................ 121 Контрольные вопросы ....................................................................... 133 Контрольные работы .......................................................................... 134 Глава 3. Морфологическая норма ................................................................. 136 1. Имя существительное ................................................................... 136 2. Имя прилагательное ...................................................................... 154 3. Имя числительное .......................................................................... 158 4. Местоимение .................................................................................... 160 3
Стр.3
5. Глагол ................................................................................................ 161 6. Служебные части речи ............................................................... 166 7. Части речи как источник выразительности ....................... 168 Контрольные вопросы .................................................................... 174 Контрольные работы ....................................................................... 175 Глава 4. Синтаксическая норма ..................................................................... 177 1. Согласование сказуемого с подлежащим .............................. 177 2. Согласование определения с определяемым словом ....... 181 3. Норма управления .......................................................................... 183 4. Построение простого предложения ......................................... 189 4.1. Порядок слов ............................................................................. 189 4.2. Нанизывание падежей ........................................................... 191 4.3. Употребление обособленных конструкций .................. 192 4.4. Дублирование подлежащего ............................................... 196 4.5. Употребление однородных членов предложения ....... 196 5. Построение сложного предложения ....................................... 198 6. Роль знаков препинания в оформлении текста .................. 200 ЧАСТЬ II СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глава I. Орфоэпическая норма ....................................................................... 235 Глава 2. Лексическая норма............................................................................. 262 Глава 3. Морфологическая норма ................................................................. 383 Глава 4. Синтаксическая норма ..................................................................... 405 ЧАСТЬ III ТЕСТЫ Тесты, связанные с орфоэпической нормой ............................................. 419 Тесты, связанные с лексической нормой ................................................... 426 Тесты, связанные с морфологической нормой ........................................ 444 Тесты, связанные с синтаксической нормой ............................................ 457 Тесты общих навыков культуры речи ......................................................... 463 Тесты навыков работы со словарями........................................................... 471 Ключи ....................................................................................................................... 476 Литература ............................................................................................................. 486 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически