Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610370)
Контекстум
Вестник архивиста

Вестник архивиста №4 2012 (290,00 руб.)

0   0
Страниц161
ID238884
АннотацияЖурнал осуществляет информационное обеспечение научно-исследовательской, методической и организационной деятельности РОИА и Росархива, освещает актуальные проблемы общественных наук в целом, науковедения, исторической науки, архивоведения, документоведения и делопроизводства, в том числе электронного документооборота, источниковедения. археографии, библиографии, вопросы народного образования, массовой коммуникации и СМИ, экскурсионной деятельности. Публикации материалов преследуют цели ведомственного и профессионального объединения читателей журнала - работников архивов, музеев, библиотек, сотрудников научных институтов, профессорско-преподавательского состава и студентов исторических факультетов университетов и гуманитарных факультетов высших учебных заведений страны, историков, архивистов, ученых, краеведов, а также распространения историко-архивоведческих знаний посредством публикации исторических источников и введения их в научный оборот. Акты Росархива, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в ежеквартальном журнале «Вестник архивиста» (Приказ Федерального архивного агентства № 30 от 2.07.2008 г.). Публикация в «Вестнике архивиста» считается официальной.
Вестник архивиста .— Публикуются научные статьи по следующим научным направлениям: документалистика, документоведение, архивоведение – 05.25.02; историография, источниковедение и методы исторического исследования – 07.00.09; отечественная история – 07.00.02; всеобщая история – 07.00.03. — 1991 .— 2012 .— №4 .— 161 с. — URL: https://rucont.ru/efd/238884 (дата обращения: 19.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

По документам Государственного архива Республики Бурятия Архивные фонды по истории эмиграции из России Документы региональных архивов о политических настроениях сельского населения в годы НЭПа Источники по исследованию кадровой политики партии большевиков в 1920-е гг. <...> Архивная россика в Австралии Министерства образования и науки журнал «Вестник архивиста» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. <...> Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии УЧРЕДИТЕЛЬ: РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ-АРХИВИСТОВ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: И. А. Анфертьев, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А. Н. Артизов, доктор исторических наук М. Д. Афанасьев, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ В. Ю. <...> Ключевые слова / Keywords Архивоведение, источниковедение, документоведение, Историко-архивный институт РГГУ, подготовка кадров, историко-архивоведческое образование, Болонский процесс, магистратура, бакалавриат, учебный план, профессиональная образовательная программа, новые образовательные технологии. <...> Такая концептуальная основа образовательного процесса отражает двойственную природу будущих профессионалов: с одной стороны, архивист призван обеспечивать интересы и запросы исследователей; с другой – он находится на службе государства и отвечает за текущее комплектование, сохранность документов и передачу будущим поколениям имеющих историческое значение документов. <...> За более чем 80 лет своей деятельности Историко-архивный И институт РГГУ прошел путь от узкоспециализированного вуза до учебного заведения университетского типа, готовящего специалистов по работе со всеми формами и видами информации в социальных и гуманитарных областях. <...> Историко-архивный институт развивался как научно-учебный <...>
Вестник_архивиста_№4_2012.pdf
ISSN 2073-0101 2012 № 4 (120) ОКТЯБРЬ – ДЕКАБРЬ Основан в 1991 г. www.vestarchive.ru www.arhivemagazine.com В 2012 году выходит 4 номера журнала В ближайших номерах: Родственные связи предков Романовых с представителями династии московских великих князей Материалы о пребывании поляков на территории Западного Забайкалья. По документам Государственного архива Республики Бурятия Архивные фонды по истории эмиграции из России Документы региональных архивов о политических настроениях сельского населения в годы НЭПа Источники по исследованию кадровой политики партии большевиков в 1920-е гг. Участие советских граждан в движении Сопротивления на севере и востоке Франции в 1943 – 1944 гг. Архивная россика в Австралии Министерства образования и науки журнал «Вестник архивиста» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛЬ: РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ-АРХИВИСТОВ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: И. А. Анфертьев, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А. Н. Артизов, доктор исторических наук М. Д. Афанасьев, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ В. Ю. Афиани, кандидат исторических наук, доцент А. Б. Безбородов, доктор исторических наук, профессор Т. М. Булавкина С. Р. Долгова, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры РФ З. П. Иноземцева, заместитель главного редактора, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ В. П. Козлов, член-корреспондент Российской академии наук М. В. Ларин, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ С. В. Мироненко, доктор исторических наук О. В. Наумов, кандидат исторических наук Е. И. Пивовар, член-корреспондент Российской академии наук Ю. С. Пивоваров, академик Российской академии наук В. П. Тарасов Е. А. Тюрина, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Т. И. Хорхордина, доктор исторических наук, профессор В. А. Черных, кандидат исторических наук А. А. Чернобаев, доктор исторических наук, профессор А. О. Чубарьян, академик Российской академии наук А. С. Шапошников, кандидат технических наук С. О. Шмидт, академик Российской академии образования РЕДАКЦИЯ: В. В. Борисов (редактор-системный администратор сетевых журналов «Вестник архивиста.ru» (www.vestarchive.ru), «Вестник архивиста.com» (www.arhivemagazine.com); Н. В. Глищинская (дизайн и верстка); В. Б. Прозорова, кандидат исторических наук (руководитель представительства журнала в Европе, Париж, Франция); Д. В. Савин (ведущий научный редактор); М.Н. Селезнев (редактор-переводчик); О. Н. Солдатова, кандидат исторических наук (руководитель представительства журнала в Приволжском федеральном округе, г. Самара); М. С. Исакова, кандидат исторических наук (руководитель представительства журнала в Республике Узбекистан, Ташкент); Е. Ю. Нуйкина (ведущий научный редактор) © Вестник архивиста, 2012 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ, АРХЕОГРАФИИ Е.И. ПИВОВАР, А.Б. БЕЗБОРОДОВ, Т.И. ХОРХОРДИНА О ПОДГОТОВКЕ АРХИВИСТОВ В ИСТОРИКО-АРХИВНОМ ИНСТИТУТЕ РГГУ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ Pivovar E.I., Bezborodov A.B., Horhordina T.I. About archivists preparation at RSUН historical and archival institute in the conditions of transition to two-level system of education Аннотация / Annotation Статья посвящена подготовке архивистов в Историко-архивном институте РГГУ в условиях перехода на двухуровневую систему обучения – бакалавриат/магистратура. Авторы анализируют специфику образовательных программ по направлению «Документоведение и архивоведение», а также новые образовательные технологии и формы организации учебного процесса. Подготовка кадров в Историко-архивном институте РГГУ основана на использовании современных подходов в сочетании с традициями российского высшего образования. The article is devoted to preparation of archivists at RSUH historical and archival institute in the conditions of transition to two-level system of education – a bachelor degree / magistracy. Authors are specifics of educational programs in the direction «Documents study and an archival science» analyzed, and also new educational technologies and forms of the organization of educational process. Education at the RSUH historical and archival institute is based on use of modern approaches in a combination to traditions of the Russian higher education. Ключевые слова / Keywords Архивоведение, источниковедение, документоведение, Историко-архивный институт РГГУ, подготовка кадров, историко-архивоведческое образование, Болонский процесс, магистратура, бакалавриат, учебный план, профессиональная образовательная программа, новые образовательные технологии. Archive study, source study, documents study, RSUH historical and archival institute, prepare of personnel, historical and archive study education, Bologna process, magistracy, bachelor, study plan, professional education program, new educational technologies. ВЕСТНИК АРХИВИСТА t № 4 2012 3 ПРОБЛЕМЫ АРХИВОВЕДЕНИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ,
Стр.2
Е.И. ПИВОВАР, А.Б. БЕЗБОРОДОВ, Т.И. ХОРХОРДИНА знания, поскольку ориентировано на подготовку не только ученых-исследователей, но и людей, способных к решению сугубо практических, технологических задач. Такая концептуальная основа образовательного процесса отражает двойственную природу будущих профессионалов: с одной стороны, архивист призван обеспечивать интересы и запросы исследователей; с другой – он находится на службе государства и отвечает за текущее комплектование, сохранность документов и передачу будущим поколениям имеющих историческое значение документов. За более чем 80 лет своей деятельности Историко-архивный И институт РГГУ прошел путь от узкоспециализированного вуза до учебного заведения университетского типа, готовящего специалистов по работе со всеми формами и видами информации в социальных и гуманитарных областях. Историко-архивный институт развивался как научно-учебный центр, в котором, как отмечала О.М. Медушевская, сразу же возникло «определенное целостное представление о первоисточниках, о ремесле историка и о тех архивах, которые являются неиссякаемым источником знаний и генерации новых идей, без которых ремесло историка остается втуне»1. На всем протяжении своего существования институт располагал одним из самых квалифицированных преподавательских коллективов в стране и в настоящее время привлекает лучшие отечественные и зарубежные кадры. Институт сформировал факультетскую структуру университетского типа, разветвленную сеть кафедр, многие из которых не имеют аналогов в отечественных и зарубежных вузах. Он был и остается уникальным местом, где историческое знание сплавляется с исследовательскими практиками, а профессия архивиста несет на себе печать широкой и глубокой образованности. раздельно. Дипломированных историков-архивистов для государственных исторических архивов стали обучать в Историкоархивном институте с 1931 г., а документоведов – с 1965 г. До В 4 2012 № 4 t ВЕСТНИК АРХИВИСТА нашей стране традиционно подготовка кадров архивистов и документоведов в системе высшего образования велась сторико-архивное образование сочетает в себе важнейшие черты и гуманитарного, и естественно-научного Российский государственный гуманитарный университет 2010 г. на факультетах архивного дела и технотронных архивов и документов велась подготовка студентов по специальности «Историко-архивоведение», в настоящее время – по направлению «Документоведение и архивоведение». Это связано с тем, что Болонская декларация, подписанная в 1999 г., придала статус международной образовательной нормы двухуровневому принципу построения системы обучения «бакалавриат–магистратура». Российское образование не осталось в стороне от общеевропейских процессов. В сентябре 2003 г. Россия официально закрепила свое участие в Болонском процессе. Новая система высшего образования предполагает вместо традиционных специальностей укрупненные направления подготовки. Так, с учетом новых тенденций в высшем образовании, в ИАИ РГГУ специальности «документоведение и документационное обеспечение управления» и «историко-архивоведение» были объединены в одну – «документоведение и архивоведение»2. Процесс перехода российских вузов на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров по конкретным направлениям в целом завершился к 2010/2011 учебному году. Утверждение стандартов для бакалавров и магистров позволило РГГУ начать прием на бакалавриат уже с 2008/2009 учебного года, а площадкой апробации стала новая совмещенная специализация по документоведению и архивоведению. Система бакалавриата имеет ряд очевидных преимуществ – позволяет вводить до 15 профилей подготовки учащихся, а также обеспечивает гибкость и совместимость курсов с зарубежными программами подготовки архивистов и документоведов (например, парижской Национальной школы хартий). менилось не столько содержание, сколько технология обучения. В нем, наряду с общими профессиональными требованиями к выпускнику, выраженными в обязательных дисциплинах, отражен принцип академической ориентации студентов, обеспечиваемой предоставлением учащимся широкого перечня дисциплин по выбору. Кроме того, реализуется и другой принцип – сочетание общего, «вводного» курса и развивающих его более частных и одновреВ ВЕСТНИК АРХИВИСТА t № 4 2012 5 настоящее время принят новый учебный план по направлению «Документоведение и архивоведение», в котором из
Стр.3