Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610252)
Контекстум
Вопросы литературы  / №3 2012

Механизмы русского футуризма «Тепло». Бенедикта Лившица (66,00 руб.)

0   0
АвторыУСПЕНСКИЙ П.
Страниц26
ID237623
Аннотация.
Механизмы русского футуризма «Тепло». Бенедикта Лившица / П. УСПЕНСКИЙ // Вопросы литературы .— 2012 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/237623 (дата обращения: 17.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Язык современной поэзии Павел УСПЕНСКИЙ МЕХАНИЗМЫ РУССКОГО ФУТУРИЗМА: «ТЕПЛО» БЕНЕДИКТА ЛИВШИЦА* Хрестоматийному стихотворению Бенедикта Ливши ца «Тепло», написанному, по указанию поэта, во время пребывания в Чернянке у Бурлюков в конце 1911 года, с нашей точки зрения, уделено недостаточно внимания, не смотря на то, что М. Гаспаров <...> . Сам Лившиц в «Полутораглазом стрельце» под черкивал свое ученичество у французов: У исследователей русского футуризма никогда не возникало сомнений, что стихи Лившица периода «Вол чьего солнца», несмотря на их авангардные тенденции, глубинно связаны с французской поэзией, — не случайно М. Гаспаров <...> Их тяжело весный архаизм, самая незавершенность их формы нрави лись мне своей противоположностью всему, что я делал, всему моему облику поэта, ученика Корбьера и Рембо; Ученик «проклятых» поэтов, в ту пору ориентировав шийся на французскую живопись, я преследовал чисто кон структивные задачи и только в этом направлении считал воз можной эволюцию русского стиха3 . <...> У.) я был уже основательно знаком с Бодлером, Верленом, Малларме и всей плеядой “проклятых”, из которых Рембо и Лафорг 2 Гаспаров М. Л. <...> Сформулированная самим Лившицем связь его сти хов с французской поэзией, вроде бы, не вызывает ника ких сомнений. <...> Приведем сначала стихотворение и ав токомменатрий к нему из «Полутораглазого стрельца»: Вскрывай ореховый живот, Медлительный палач бушмена: До смерти не растает пена Твоих старушечьих забот. <...> «Игра в слова» // Михаил Кузмин и русская культура ХХ века. <...> 168 Павлиний хвост в ночи курганов Сверлит отверстия глазниц. <...> В левом верхнем углу картины — коричневый комод с выдвинутым ящиком, в котором роется склоненная женская фигура. <...> Нетрудно было представить себе комод бушменом, во вспоротом животе которого копается медлительный палач— перебирающая чтото в ящике экономка, — «аберрация пер вой степени», по моей тогдашней терминологии. <...> Нетрудно было <...>