Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610022)
Контекстум

Психология труда (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСубботина Л. Ю.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID237446
АннотацияОсновная цель курса психологии труда познакомить студентов с основами психологических знаний в этой области, фундаментальными теориями и концепциями, закономерностями психических явлений в процессе труда, методологией изучения трудовой деятельности. Работа с тетрадью обеспечит более качественное освоение информации и закрепление полученных теоретических знаний при выполнении практических заданий. Студентам предлагается провести практическое изучение трудовой деятельности. Для обеспечения лучшего результата некоторые задания предваряются теоретическими комментариями, которые служат дополнением к материалу учебника. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психология труда», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
УДК159.9:331.101.3
ББК Ю 94я73
Субботина, Л. Ю. Психология труда : рабоч. тетрадь / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Л. Ю. Субботина .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237446 (дата обращения: 11.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Кафедра психологии труда и организационной психологии Л. Ю. Субботина Психология труда Рабочая тетрадь Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1 УДК 159.9:331.101.3 ББК Ю 94я73 С 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензент кафедра психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета им. <...> П. Г. Демидова Субботина, Л. Ю. Психология труда: рабочая тетрадь С 89 / Л. Ю. Субботина; Яросл. гос. ун-т им. <...> Основная цель курса психологии труда – познакомить студентов с основами психологических знаний в этой области, фундаментальными теориями и концепциями, закономерностями психических явлений в процессе труда, методологией изучения трудовой деятельности. <...> Работа с тетрадью обеспечит более качественное освоение информации и закрепление полученных теоретических знаний при выполнении практических заданий. <...> Студентам предлагается провести практическое изучение трудовой деятельности. <...> Для обеспечения лучшего результата некоторые задания предваряются теоретическими комментариями, которые служат дополнением к материалу учебника. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психология труда», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. <...> П. Г. Демидова, Общая характеристика труда Непосредственная форма существования человека как личности – это трудовая деятельность. <...> Компонентами труда являются: – целесообразная деятельность (труд как процесс); – предмет труда (объекты, на которые направлена человеческая деятельность); – средства труда (орудия, при помощи которых совершается труд); – субъект труда (работник). <...> Чем содержательнее <...>
Психология_труда_рабочая_тетрадь.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Психология_труда_рабочая_тетрадь.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра психологии труда и организационной психологии Л. Ю. Субботина Психология труда Рабочая тетрадь Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 159.9:331.101.3 ББК Ю 94я73 С 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Субботина, Л. Ю. Психология труда: рабочая тетрадь С 89 / Л. Ю. Субботина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 40 с. Основная цель курса психологии труда – познакомить студентов с основами психологических знаний в этой области, фундаментальными теориями и концепциями, закономерностями психических явлений в процессе труда, методологией изучения трудовой деятельности. Работа с тетрадью обеспечит более качественное освоение информации и закрепление полученных теоретических знаний при выполнении практических заданий. Студентам предлагается провести практическое изучение трудовой деятельности. Для обеспечения лучшего результата некоторые задания предваряются теоретическими комментариями, которые служат дополнением к материалу учебника. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психология труда», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. УДК 159.9:331.101.3 ББК Ю 94я73 © Ярославский университет 2009 2 государственный им. П. Г. Демидова,
Стр.2
Общая характеристика труда Непосредственная форма существования человека как личности – это трудовая деятельность. Деятельность – форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленной цели. Основная ее образующая – вектор «мотив – цель». В традиционных представлениях классической психологии различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение, труд. Хотя как виды человеческой деятельности они имеют много общего, тем не менее, по результатам, организации, специфике мотивации имеются принципиальные отличия. Для человека труд является основным видом деятельности, т. к. он не только обслуживает два других вида, но и обеспечивает за счет создания общественно значимого продукта единство и монолитность человеческого общества как в пространстве, так и во времени. В самом общем определении труд – целесообразная и общественно – полезная деятельность человека, требующая умственного и психического напряжения. Энциклопедический словарь определяет труд как «целесообразную деятельность человека, направленную на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд имеет определяющее значение для становления личности и ее существования. Процесс труда разворачивается в сфере материального производства. Через труд человек с помощью знаний, умений, навыков приспосабливает материальную среду к своим нуждам и потребностям. Компонентами труда являются: – целесообразная деятельность (труд как процесс); – предмет труда (объекты, на которые направлена человеческая деятельность); – средства труда (орудия, при помощи которых совершается труд); – субъект труда (работник). Чем содержательнее и сложнее труд, тем чаще в виде орудий труда выступают умения и навыки работника. Каждый компонент труда включает психологический аспект, но наибольший удельный вес психологической составляющей падает на процесс 3
Стр.3
труда и субъекта труда. Труд является основным видом деятельности человека, обеспечивающим его выживание как вида (Ф. Энгельс). Трудовая предметно-практическая деятельность выступает в качестве главной детерминанты развития человека. В орудиях и предметах труда опредмечиваются, материализуются способности личности. В процессе труда, создавая продукт, человек как бы «вкладывает» в него физические и духовные силы (трудовые навыки и умения, способности и знания, волевые усилия и эмоциональное отношение). Они «опредмечиваются», т. е. в скрытой форме переходят в предмет, превращаясь в особые, порожденные трудом свойства предмета. В такой опредмеченной форме они передаются следующим поколениям. Например, открытие, а затем и создание парового двигателя «опредметило» в себе духовные силы своих создателей и «превратилось» в свойство движения механизмов, созданных на принципе парового двигателя. В то же время труду присущ и обратный процесс «распредмечивания». Функции и свойства предмета детерминируют развитие собственных способностей и умений человека. Это значит, что для достижения успеха человек, воздействуя на предмет, должен сообразовываться с его собственными законами и свойствами, опираясь на них в своей деятельности. Например, осваивая автомобиль, человек должен понять принцип двигателя (т. е. «присвоить» себе идеи и способности создателей) и выработать у себя способности и умения по использованию автомобиля. Таким образом, путем «распредмечивания» скрытого духовного и физического потенциала предков потомки переходят к новому уровню развития. В целях, способах осуществления деятельности закреплены как достижения предыдущих современных поколений, так и перспективы их использования будущими. Так осуществляется прогрессивное развитие человечества. В этом социальная природа труда. В отличие от результативного поведения животных, труд, как специфически человеческая деятельность характеризуется осознанностью. Эта осознанность с психологической точки зрения выражается в: – сознательном предвосхищении социально ценного результата; 4
Стр.4
– осознанием обязательности достижения социально фиксированной цели; – осознанием межличностных производственных отношений и зависимостей. Описанный социальный механизм труда имеет свою психологическую структуру. В рамках психологии труда изучается индивидуально-психологический, когнитивный, личностный и социально-личностный аспекты труда. По мере развития цивилизации происходит усложнение и дифференциация трудового процесса, усиливается его коллективный характер, формируются более сложные социальные связи. Практически не существует абсолютно индивидуальной формы труда. Даже сугубо индивидуализированная деятельность (например, писатель пишет произведение) насыщенна массой необходимых социальных контактов: орудия труда, информация, печатание книги для читателей – все это социально детерминированные аспекты деятельности писателя. Таким образом, следующий признак труда – его социальный характер. Самое яркое проявление данного признака заключается в социальноценном продукте труда. Если полученный результат не имеет общественной ценности, то данная деятельность не носит трудового характера. Освоение орудий и продуктов труда с помощью распредмечивания и присвоения фиксированных в них способностей идет через преодоление противоречий между социально определенным способом распредмечивания и индивидуальными возможностями личности, между сегодняшним уровнем культуры и производства и собственно творческой активностью личности. Чем выше уровень культуры общества, чем разнообразнее формы человеческой деятельности, тем универсальнее, сложнее способности, требующиеся для освоения этой деятельности. Однако это не прямолинейная зависимость. Индивидуальные черты личности влияют на проявление ее сущности, а ее собственная активность определяет направление, интенсивность и содержание деятельности. Следовательно, еще один признак труда – активность. Трудовая деятельность осуществляется только при активной роли самой личности. Активность, охватывающая все содержание 5
Стр.5