Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.

Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. №2 2004 (290,00 руб.)

0   0
Страниц166
ID218822
АннотацияЖурнал входит в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2004 .— №2 .— 166 с. — URL: https://rucont.ru/efd/218822 (дата обращения: 19.04.2025)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА / Кройчик (90,00 руб.)
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А.П. ЧЕХОВА ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ / Свительский (90,00 руб.)
МЕТАМОРФОЗЫ “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В РАННЕЙ ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА / Фаустов (90,00 руб.)
ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А.П. ЧЕХОВА / Валагин (90,00 руб.)
ИНФОРМАТИВНОСТЬ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ”) УТРАТА БЕЗ ОБРЕТЕНИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ / Дыханова (90,00 руб.)
ЯЗЫЧЕСКОЕ И ХРИСТИАНСКОЕ В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА “В ОВРАГЕ” / Пухова (90,00 руб.)
ДЕТАЛЬ В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА / Ветохина (90,00 руб.)
“ДЯДЯ ВАНЯ”: ДИАЛОГ А. ЧЕХОВА С Ф. ДОСТОЕВСКИМ / Инютин (90,00 руб.)
ДВА ГЕРОЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ: ТРЕПЛЕВ И ПРОТАСОВ / Куркина (90,00 руб.)
В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА “ЧЕРНЫЙ МОНАХ” ДИАЛОГИЗМ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ / Удодов (90,00 руб.)
“ОБЛОМОВ” И.А. ГОНЧАРОВА – “ЧЕРНЫЙ МОНАХ” А.П. ЧЕХОВА HISTORIA MORBI: / Ларин (90,00 руб.)
РЕМИНИСЦЕНЦИЙ В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА “ЧЕРНЫЙ МОНАХ” ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СЕМАНТИКА ТУРГЕНЕВСКИХ / Петракова (90,00 руб.)
(К ПРОБЛЕМЕ РЕЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА) А.П. ЧЕХОВ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ ВЕКА И АНГЛИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / Хорольский (90,00 руб.)
РЕЧЕВЫЕ АКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЗИЦИИ ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА / Вахтель (90,00 руб.)
“PHILOLOGUS CRUCIS” И.Г. ГАМАН И ЕГО ГЕРМЕНЕВТИКА / Гильманов (90,00 руб.)
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА / Казак (90,00 руб.)
ТИП КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ / Куликова (90,00 руб.)
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ПРИЗНАК КАК ОБЪЕКТ НОМИНАЦИИ / Лаенко (90,00 руб.)
БИБЛЕЙСКИЕ И ИНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЧИ / Листрова-Правда (90,00 руб.)
ТИПОЛОГИЯ СЛОЖНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ / Погорелова (90,00 руб.)
К ИССЛЕДОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КУЛЬТУР / Стеблецова (90,00 руб.)
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КАТЕГОРИИ ОБЩЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ / Шаманова (90,00 руб.)
О ЛОГИКЕ “БЛУЖДАЮЩИХ АББРЕВИАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ” (ОБОБЩЕННЫЕ МОДЕЛИ РЕКЛАМЫ И ПР) / Богоявленский (90,00 руб.)
МИХАИЛ БАКУНИН И ПЕРВЫЕ АНАРХИСТСКИЕ ИЗДАНИЯ / Воронцова (90,00 руб.)
ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЕ В СИСТЕМЕ СМИ: / Гарматин (90,00 руб.)
АВТОР ИЛИ СОАВТОР? (СВОЕ И ЧУЖОЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ) / Горохов (90,00 руб.)
КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТОВ В ГУМАНИТАРНОМ ИНТЕРНЕТЕ / Долгополов (90,00 руб.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ШРИФТА В РЕКЛАМЕ / Осетрова (90,00 руб.)
МАССОВЫЙ ТЕКСТ И КАТЕГОРИЯ ЛИЦА / Потсар (90,00 руб.)
ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ГЛАВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ / Щукина (90,00 руб.)
К ПОНЯТИЮ “КОММУНИКАЦИЯ” / Шайхитдинова (90,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Что усилия изменить жизнь оказываются напрас- ВЕСТНИК ВГУ. <...> В общем-то, не трудно признать, что чеховские герои боятся жизни и не знают, как ею распорядиться. <...> Но нечаянная встреча у костра с женщинами на вдовьих огородах, слезы слушательниц, которым Иван напомнил евангельскую историю о Петре, заставляют студента подумать о том, что, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, ВЕСТНИК ВГУ. <...> Все переживания чеховских героев вертятся вокруг простых вещей. <...> У Нины Ивановны блестели бриллианты на пальцах, потом на глазах заблестели слезы, она заволновалась Помните аналогичный монтажный стык в Ионыче при описании того, как Вера Иосифовна читает свой роман о том, чего никогда не бывает в жизни, а в открытое окно несутся соблазнительные запахи готовящегося ужина. <...> Поиск их уравновешенного соположения задача не только чеховских героев, но и самого автора. <...> В рассказе Черный монах пространственный фактор носит космологический характер. <...> Не только образ мыслей, но и то обстоятельство, что чеховский герой разночинец (сын дъячка), его род занятий и избранная стезя (Старцев служит в земской больнице) являются важным штрихом к портрету передовой личности. <...> 2004, № 2 19 .. этимологическом уровне вместе с её именем характеризуя хозяйку дома как верную спутницу, в полном согласии с христианской нормой прилепившуюся к мужу Даже шутливый флирт Веры Иосифовны с гостем, вызывающий искреннюю нежность у Ивана Петровича (Ах ты, цыпка, баловница), является ещё одним знаком царящих в доме согласия и взаимной любви. <...> Старцев влюбляется в Котика не в последнюю очередь и потому, что она излучает то же тёплое доверие к людям, ту же открытость и сердечную простоту, которыми дышит вся атмосфера семейного очага с его наивной салонностью и культом семейных увлечений, свободных от какого бы то ни было прагматизма (Вы печатаете свои произведения в журналах? спросил у Веры Иосифовны Старцев. <...> Подчёркнутая фамилией исключительность Туркиных <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Филология._Журналистика._№2_2004.pdf
№2, 2004 г. | ФИЛОЛОГИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА СОДЕРЖАНИЕ: ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ: (Материалы межрегиональной научной конференции 21§23 октября 2004 года) • Л.Е. Кройчик КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА • В.А. Свительский ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А.П. ЧЕХОВА • А.А. Фаустов МЕТАМОРФОЗЫ "МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАННЕЙ ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА • А.П. Валагин ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А.П. ЧЕХОВА • Б.С. Дыханова УТРАТА БЕЗ ОБРЕТЕНИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА "ИОНЫЧ") • Т.Ф. Пухова ЯЗЫЧЕСКОЕ И ХРИСТИАНСКОЕ В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА "В ОВРАГЕ" • В.В. Ветохина ДЕТАЛЬ В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА • В.В. Инютин "ДЯДЯ ВАНЯ": ДИАЛОГ А. ЧЕХОВА С Ф. ДОСТОЕВСКИМ • Т.Н. Куркина ДВА ГЕРОЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ: ТРЕПЛЕВ И ПРОТАСОВ • Б.Т. Удодов ДИАЛОГИЗМ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА "ЧЕРНЫЙ МОНАХ" • С.А. Ларин HISTORIA MORBI: "ОБЛОМОВ" И.А. ГОНЧАРОВА - "ЧЕРНЫЙ МОНАХ" А.П. ЧЕХОВА • Л.Г. Петракова ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СЕМАНТИКА ТУРГЕНЕВСКИХ РЕМИНИСЦЕНЦИЙ В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА "ЧЕРНЫЙ МОНАХ" • В.В. Хорольский А.П. ЧЕХОВ И АНГЛИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ ВЕКА (К ПРОБЛЕМЕ РЕЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА) ФИЛОЛОГИЯ: • Н.М. Вахтель РЕЧЕВЫЕ АКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЗИЦИИ ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА
Стр.1
• В.Х. Гильманов "PHILOLOGUS CRUCIS" И.Г. ГАМАН И ЕГО ГЕРМЕНЕВТИКА • М.Ю. Казак ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА • Л.В. Куликова ТИП КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ • Л.В. Лаенко ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ПРИЗНАК КАК ОБЪЕКТ НОМИНАЦИИ • Ю.Т. Листрова-Правда БИБЛЕЙСКИЕ И ИНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЧИ • М.В. Погорелова ТИПОЛОГИЯ СЛОЖНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ • А.О. Стеблецова К ИССЛЕДОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КУЛЬТУР • М.В. Шаманова ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КАТЕГОРИИ ОБЩЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЖУРНАЛИСТИКА: • А.Е. Богоявленский О ЛОГИКЕ "БЛУЖДАЮЩИХ АББРЕВИАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ" (ОБОБЩЕННЫЕ МОДЕЛИ РЕКЛАМЫ И ПР) • Е.Е. Воронцова МИХАИЛ БАКУНИН И ПЕРВЫЕ АНАРХИСТСКИЕ ИЗДАНИЯ • А.А. Гарматин ИНТЕРНЕТ§ВЕЩАНИЕ В СИСТЕМЕ СМИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ • М.Ю. Горохов АВТОР ИЛИ СОАВТОР? (СВОЕ И ЧУЖОЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ) • А. Долгополов КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТОВ В ГУМАНИТАРНОМ ИНТЕРНЕТЕ • О. Осетрова ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ШРИФТА В РЕКЛАМЕ • А.Н. Потсар МАССОВЫЙ ТЕКСТ И КАТЕГОРИЯ ЛИЦА • Л.С. Щукина ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ГЛАВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ • С.Х. Шайхитдинова К ПОНЯТИЮ "КОММУНИКАЦИЯ"
Стр.2
ВЕСТНИК ÂÃÓ. Ñåðèÿ: Филология. Журналистика. 2004, ¹ 2 ТВОРЧЕСТВОА.П.ЧЕХОВАВКОНТЕКСТЕСОВРЕМЕННОСТИ (МАТЕРИАЛЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 21-23 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА) КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА © 2004 Ë.Å. Кройчик Воронежский государственный университет – Есть ли у господина Чехова идеалы? – строго спрашивал А. М. Скабичевский, и сама постановка вопроса предполагала недвусмысленный ответ: идеалов у господина Чехова нет, как нет и сколько-нибудь осмысленного отношения к жизни. Как нет и целостного понимания ее сущности. И – в доказательство: (“Îãíè”) 1 “Ничего не разберешь на этом свете” . “Никто не знает настоящей правды” (“Дуэль”) [Ñ., VII, 454]. “Я, голубчик, не понимаю и боюсь жизни <…> Мне все страшно… Мне страшно потому, что я ничего не ïîíèìàþ” (“Ñòðàõ”) [Ñ., VIII, 131]. “Вы боитесь жизни, – бросает Неизвестный Георгию Орлову в “Рассказе неизвестного человека”, на что тот признается: “Да, начать новую жизнь мне мешает òðóñîñòü” [Ñ., VIII, 189] Впрочем, можно подобрать и другие цитаты. Понятно, что точка зрения автора не сводима к точке зрения персонажей и что взгляд художника на мир определяется не выборкой цитат, а общим складом того, что именуется творческим наследием. Четверть века А. П. Чехов описывал жизнь во всех ее проявлениях – в событиях забавных и грустных, в поступках героев и в их переживаниях, в горестях и радостях. Слово “жизнь” мелькает в заголовках рассказов и повестей писателя, в подзаголовках пьес: “Жизнеописания достопримечательных современниЧехов À.Ï. Ïîëí. ñîáð. ñî÷. и ïèñåì: в 30 ò. òò.1-30. –Ì., 1974–1983. – Ò. 7. – Ñ. 140. В дальнейшем все ссылки на это издание даются в скобках в тексте, где С. – сочинения, П. – письма. Римская цифра обозначает том, арабская – страницу. Кроме оговоренных случаев, во всех материалах чеховского раздела произведения цитируются по этому изданию. 1 ков”, “Жизнь в вопросах и восклицаниях”, “Жизнь прекрасна!”, “Житейская мысль”, “Житейские íåâçãîäû”, “Ìîÿ æèçíü”, “Ñöåíû из деревенской жизни”, “Скука жизни”. Какой же она видится художнику, эта жизнь? Скучной, серой, бессмысленной, вялой, неинтересной, непостижимой, трудной, невероятной, состоящей из цепи случайностей. Но прежде всего – повседневной, обыденной, естественной. В миниатюре “Жизнь прекрасна!”, опубликованной в “Îñêîëêàõ” в 1885 ã., автор çàìå÷àåò: “Жизнь – пренеприятная штука, но сделать ее приятной очень нетрудно… Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что “могло быть и õóæå” [Ñ., III., 235]. Комическому писателю всегда свойственно проговариваться: двадцатипятилетний Чехов, великодушно дарящий свои остроты Антоше Чехонте, Брату своего брата, Человеку без селезенки, Улиссу, человек наcмешливо-ироничный, говорит в данном случае вещи серьезные. Программные, если хотите, для молодого Чехова. Не унывать! Не пасовать (“даже в минуты скорби и печали”)! Не сдаваться! Уметь переносить свалившиеся тяготы (У миниатюры этой, кстати, существенный подзаголовок – “Покушающимся на самоубийство”). Это не просто тающий в возрасте оптимизм молодости. Это – концепция. Это – приглашение своих современников к диалогу о смысле жизни. Завершая русский литературный XIX век, А. П. Чехов деликатно и ненавязчиво подводит человека к ответу на мучительный вопрос: “Кто виноват?” Кто виноват в том, что жизнь складывается не так, хотелось бы? Что мечты не сбываются? Что усилия изменить жизнь оказываются напрасВЕСТНИК ÂÃÓ. Ñåðèÿ: Филология. Журналистика. 2004, ¹ 2 5
Стр.3