Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610378)
Контекстум
Высшее образование в России

Высшее образование в России №10 2007 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212540
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2007 .— №10 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212540 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». <...> ШЕХОНИН, профессор Санкт&Петербургский государствен& ный университет информационных технологий и оптики Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход Введение Прошедшая 1 февраля 2007 г. коллегия Министерства образования и науки РФ одобрила новые подходы к стандартизации высшего профессионального образования, утвердила проект макета федерального го5 сударственного образовательного стандар5 та по направлению подготовки (ФГОС ВПО) и тем самым положила начало сложной и кропотливой работе над формированием стандартов нового поколения и необходи5 мого методического обеспечения к ним. <...> Проведенный анализ пилотных проек5 тов ФГОС ВПО по направлениям подготов5 ки классического университетского обра5 зования, созданных в компетентностном формате, а также пилотных проектов при5 мерных основных образовательных про5 грамм (ПООП) для бакалавров, магистров, специалистов позволил сделать следующие предварительные выводы. <...> Правильно сформули5 рованные требования к содержанию, оформлению и защите научно5учебных от5 четов по практикам могут дать хороший образец нового «интегрального» или сис5 темного подхода к оценке уровня таких ком5 петенций, как способность работать само5 стоятельно и в составе команды; готовность к сотрудничеству, толерантность; способ5 Практика модернизации ность к принятию управленческих решений; способность понимать и анализировать со5 циальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной дея5 тельности и др. <...> Возможные подходы к проектированию инновационных оценочных средств Оценочные средства для контроля ка5 чества компетенций выпускников принци5 пиально отличаются от оценочных средств, предназначенных для контроля ЗУН, при5 обретаемых студентом при освоении конк5 <...>
Высшее_образование_в_России_№10_2007.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В. БОГОСЛОВСКИЙ, Е. КАРАВАЕВА, А. ШЕХОНИН. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход ...................................................................................... 3 О. ПЕРМИНОВА. Трансформации государственного вуза: современные тенденции ... 10 Н. МАКСИМОВ. Учебнометодические объединения вузов в системе управления высшей школой .............................................................................. 17 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А. ВЕРБИЦКИЙ, Е. КРЕСЛАВСКАЯ. Диагностика понимания в контекстном обучении ............................................................................................................................ 26 А. ЕГОРШИН, Е. ГОРБУНОВА. Концепция стратегического управления вузом ............................................................................................................. 31 С. МОХНАЧЕВ. Управление конкурентоспособностью вуза: современные особенности ............................................................................................... 39 М. ГИТМАН, Е. ГИТМАН. Планпроспект курса для студентов, или Что такое syllabus ............................................................................................................. 43 В. ШЕРШНЕВА. Как оценить междисциплинарные компетентности студента............................................................................................................................. 48 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Опыт подготовки социальных технологов в педвузе ............................................ 51 П. БУГАКОВ. ЛГПУ в региональном образовательном пространстве................................ 52 Ю. ШМАРИОН. Комплекс непрерывного профессионального образования специалистов в области информационных и социальных технологий ........................ 54 М. ШМАРИОН, Ю. ШМАРИОН, М. ШЕИН, Е. ПАВЛОВ. Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень .... 61 Е. КУЗЬМИНА. Педагогическая практика как форма интеграции учебно воспитательного процесса ............................................................................................... 69 И. БУРМЫКИНА. Формирование социальнотехнологической культуры специалиста в вузе ............................................................................................................ 75 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ З. АБАСОВ. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов ........ 81 В. ШМЫКОВ. Профессиональная подготовка – ресурс психической устойчивости ..... 84 М. ФЕДОРОВА, Л. ЯКУШКИНА. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы ................................................................................................. 88
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам.главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н.П. Огородникова ответственный секретарь: Т. В. Гордеева зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Корректор: М. В. Куликова Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495)6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 25.09.2007 Усл. п. л. 11. Тираж 2650 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак. № © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ И. ИСАЕВ, Е. КРОЛЕВЕЦКАЯ. Институт кураторства: проблемы эффективности .................................................. 90 Т. ЮРМАЗОВА, Л. ЗОЛЬНИКОВА, Н. ДАНИЛЕНКО. Опыт привлечения школьников к научно исследовательской работе ................................................. 95 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С. РОДИОНОВ. Политический дискурс в образовательном поле....................................................................................... 99 И. ПОПОВА. Образование – человеческий и социальный капитал молодежи ............................................................ 104 А. ЖИГАДЛО, В. ПУЗИКОВ. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект ................................................... 108 О. РАГИМОВА. Социальное здоровье студентов: региональная динамика..................................................... 113 В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ Ю. ГРАНИН. Что такое «глобализация»? ........................... 116 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Е. КУОНИ. Исследование педагогических способностей студентов ........................................................................... 122 О. МАЛОВА. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов .............................. 125 Д. ГИНИЯТУЛЛИНА. К вопросу о культурном измерении образования ....................................................................... 128 ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ А. СКОРИК, И. РЕВИН, С. ДАНИХНО. Самый молодой ректор ................................................................................. 131 В. АНТОНОВ. Памятные думы об университетском учителе ............................................................................... 137 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА С. ГАЛАЕВ, Н. АЛЕКСАНДРОВА, А. БУКУШЕВА. Организация самостоятельной деятельности студентов с применением ДО ............................................................. 141 Н. ЕВДОКИМОВА. Преподавание основ многоязычия в неязыковом вузе ................................................................ 144 К. ШАКИРОВА, О. РАЗУМОВА. Формирование предметноспецифического мышления современного учителя ............................................................................... 147 КРУГОЗОР А. РАЗУМОВ. Я в истории – история во мне ....................... 150 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИК ГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В. БОГОСЛОВСКИЙ, профессор Е. КАРАВАЕВА, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова А. ШЕХОНИН, профессор СанктПетербургский государствен ный университет информационных технологий и оптики Введение Прошедшая 1 февраля 2007 г. коллегия Министерства образования и науки РФ одобрила новые подходы к стандартизации высшего профессионального образования, утвердила проект макета федерального го сударственного образовательного стандар та по направлению подготовки (ФГОС ВПО) и тем самым положила начало сложной и кропотливой работе над формированием стандартов нового поколения и необходи мого методического обеспечения к ним. Жесткая ориентация на компетентнос тный подход к результатам образования и кредитномодульную организацию учебно го процесса требует формирования много компонентных систем для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников высших учебных заведений [1, 2, 3]. Проведенный анализ пилотных проек тов ФГОС ВПО по направлениям подготов ки классического университетского обра зования, созданных в компетентностном формате, а также пилотных проектов при мерных основных образовательных про грамм (ПООП) для бакалавров, магистров, специалистов позволил сделать следующие предварительные выводы. Оптимальный путь формирования сис тем оценки качества подготовки студентов и выпускников в новой парадигме стандар тизации заключается в сочетании тради ционного подхода, выработанного при ре ализации ГОС ВПО 1го и 2го поколений, и подхода, который будет использоваться при реализации ФГОС ВПО 3го поколе Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход ния. Традиционный подход, как известно, ориентирован преимущественно на диагно стику и оценку качества знаний, умений и навыков (ЗУН), приобретаемых студентом в результате освоения конкретных дисцип лин, учебных модулей, практик. Он может успешно применяться для текущего и про межуточного (рубежного) контроля. Со временный подход должен быть направлен на оценку качества универсальных и про фессиональных компетенций, приобрета емых выпускником в результате освоения ООП соответствующего уровня. В настоя щее время он в какойто мере реализуется в итоговой государственной аттестации (ИГА) – на государственных экзаменах и в подготовке и защите выпускной квалифи кационной работы (ВКР). В целом же ин новационный подход к реализации образо вательных программ предполагает создание совершенно новых форм контроля как на этапе ИГА, так и на этапах промежуточ ных (рубежных) аттестаций. Важнейшим условием успешной реализации данных форм контроля является их комплексность и функциональность, предполагающие связь приобретаемых компетенций с конк ретными видами деятельности и уровнем решаемых выпускником задач. При этом выражение результатов образования в тер минах компетенций способствует форми рованию студентоцентрированной направ ленности образовательного процесса, ког да акцент с содержания («что преподают») переносится на результат («какими компе тенциями владеет студент, что он будет
Стр.3