Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610378)
Контекстум
Высшее образование в России

Высшее образование в России №5 2006 (190,00 руб.)

0   0
Страниц169
ID212523
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2006 .— №5 .— 169 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212523 (дата обращения: 08.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Традиции офицерского корпуса ВМФ в военно-профессиональной подготовке ............. 102 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ <...> Организационная структура вузов России исторически была ориентирована на моноуровневую подготовку специалистов. <...> Переориентация экономики на путь технологического развития, доминирование наукоемких экономик, формирование на этой основе социально-экономического уклада постиндустриального общества – всё это привело к необходимости подготовки инженеров на последипломных ступенях образования при сохранении массовой их подготовки на первой ступени. <...> Статьей 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закреплено наличие трех ступеней высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением квалификации (степени) «бакалавр», квалификации «дипломированный специалист» и квалификации (степени) «магистр». <...> Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования (ВПО) с законодательно закрепленными тремя ступенями: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов с квалификацией по 521 специальности ВПО (срок обучения, как правило, пять лет) и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения четыре года) и «магистра» (срок обучения шесть лет) по 122 направлениям подготовки. <...> Экономика также требует более гибких схем подготовки специалистов. <...> потоков студентов, иные организация и технология учебного процесса, которые для ряда наукоемких специальностей могут оказаться неэффективными. <...> Моноуровневая подготовка инженера оказалась более востребованной экономикой, чем бакалаврская программа, о чем говорилось и на прошедшем в МГТУ им. <...> На конференции обнаружилось, что представители <...>
Высшее_образование_в_России_№5_2006.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И. ФЕДОРОВ, С. КОРШУНОВ, С. ЕРКОВИЧ, С. СУВОРОВ. Разработка критериев Перечня моноуровневых образовательных программ по специальностям ВПО .....................................................................................3 Н. ФРОЛОВ, В. ЖИГУНОВ. Кредитнорейтинговая система: опыт ТулГУ ........11 А. ЕГОРШИН. Возможные сценарии (О развитии высшего образования в России) .................................................................................................................21 О. АЛЕКСАНДРОВА. Высшее образование и структура российской экономики............................................................................................................27 А. ДОВЕЙКО. Образовательные ориентации вузовской молодежи в условиях рынка...................................................................................................37 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ О. БОГОСЛОВСКАЯ. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии.........................................................................44 Уверенно смотрим в будущее (Юбилей СевКавГТУ) ............................. 48 Б. СИНЕЛЬНИКОВ. Университетское образование: новые приоритеты...........49 Н. КАРГИН, Р. ГВОЗДИКОВ, Е. ВОЛОДИХИН, О. ЖУКОВА. Реализуем идею инновационного университета..........................................................................54 Ю. КУЛИКОВ, И. СВИСТУНОВ. Система оценки качества учебного процесса ..............................................................................................57 И. ЦВИРИНЬКО. Комплексная система управления СевКавГТУ .....................60 Н. КЛУШИНА, И. ИГРОПУЛО. «Лицейуниверситет» – система научного образования.........................................................................................................64 Г. СЛЮСАРЕВ. Корпоративная информационная сеть вуза ...............................68 А. ВИСЛОГУЗОВ. Информационные технологии в образовательном процессе ...............................................................................................................73 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Ю. ВЕТРОВ, М. КОНДРАТЬЕВА. «Инженерная психология» в техническом университете .......................................................................................................76 Л. АЛИЕВА, И. ЕВДОКИМОВ. Перспективы международного сотрудничества ...................................................................................................81 В. ПРИХОДЬКО, А. СТАХЕВИЧ, Н. ШАШИНА. МАДИ в годы Великой Отечественной войны: научноисследовательская деятельность ..............86 ПАМЯТЬ
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова Л.Ю. Одинокова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@hiedu.ru Подписано в печать с оригиналмакета 20.04.2006 Усл. п. л. 12. Тираж 2600 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Заказ № © «Высшее образование в России» В. КОЛЕСНИКОВ, Е. ОЛЕСЕЮК, А. ШУЛУС. Дорога длиной в два с половиной столетия ........................ 95 В. МАСЯГИН. Традиции офицерского корпуса ВМФ в военнопрофессиональной подготовке ............. 102 Г. СИЛЛАСТЕ. Российская экономическая интеллигенция в современных условиях ............. 107 Н. БАГДАСАРЬЯН. Кто встанет за кафедру завтра?.113 И. ГЛИКМАН. Качество образования и этика преподавателя .......................................................... 117 М. РАЗАНОВ. О значении обучения ремеслу ............121 Л. СУНДСТРЕМ, С. МЕЛЬНИКОВА. Подготовка специалистов в сфере театрального искусства ...124 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ В. ПОРУС. Философия науки: современные интерпретации.......................................................... 128 И. МЕЛИКГАЙКАЗЯН, М. МЕЛИКГАЙКАЗЯН, Е. РОГОТНЕВА. Информационные условия достижения мечты...................................................144 В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ М. НОРЕКЯН. Все ли так плохо в системе образования? ............................................................149 ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА И. ПАВЛОВА. Музыкальное образование в этнорегионе: ценностные ориентации ..................155 В. КОСЫРЕВ. Культура учебного труда студента .....156 А. КРУПЧЕНКО. Профессиональная лингводидактика......................................................158 А. АНДРЕЕВ. Подготовка преподавателей высшей школы ........................................................................160 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ В. ШВЫРЕВ. Культура аргументации как педагогичес кая проблема ............................................................163 Н. КУДРЯВАЯ. «Универсальный уникум»..................165 Г. КЛЮЧАРЕВ. Маргинал с дипломом......................... 166 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И. ФЕДОРОВ, профессор, ректор С. КОРШУНОВ, доцент, проректор С. ЕРКОВИЧ, профессор, зам. предсе дателя Совета УМО С. СУВОРОВ, доцент, ученый секре тарь Совета УМО МГТУ им. Н.Э. Баумана Э ффективность сферы образования за висит от целого ряда внутренних фак торов – ее собственной ресурсной базы, кад рового потенциала, форм организации. На ряду с внутренними факторами огромную роль играет механизм учета потребностей общества в знаниях и квалификации, т.к. эф фективность системы образования опреде ляется не только объемом используемых ре сурсов, но и степенью ее адекватности тре бованиям национальной экономики, насе ления в целом и отдельных лиц, получаю щих образование. Организационная структура вузов Рос сии исторически была ориентирована на моноуровневую подготовку специалистов. Реализация положений Болонской декла рации в системе высшего профессиональ ного образования Российской Федерации требует более широкого внедрения много ступенчатой системы образования, харак терной для большинства ведущих универ ситетов промышленно развитых стран. Пе реориентация экономики на путь техноло гического развития, доминирование науко емких экономик, формирование на этой ос нове социальноэкономического уклада постиндустриального общества – всё это привело к необходимости подготовки ин женеров на последипломных ступенях об разования при сохранении массовой их под готовки на первой ступени. В последние годы в связи с проводимы ми в России экономическими реформами и модернизацией отечественного образова ния, а также стремлением к интеграции в мировое образовательное пространство Разработка критериев Перечня моноуровневых образовательных программ по специальностям ВПО проводится анализ системы подготовки кадров в высшей школе и разработка опти мальной структуры Перечня направлений и специальностей, а также принципов по строения образовательных стандартов но вого поколения. В частности, реализация положений Болонской декларации в нашей стране приводит к актуализации расшире ния многоуровневой подготовки специали стов при введении модульности построения учебных планов, кредитной оценки трудо емкости дисциплин, компетентностного подхода в проектируемых стандартах [1]. Вместе с тем выполнение болонских поло жений предусматривает бережное отноше ние к национальным системам образования и культуры, сохранение их отличительных черт, самобытности и завоеванных преды дущими поколениями преимуществ. Инженерное образование в России, бе зусловно, было и во многом и сейчас оста ется лучшим в мире. Может быть, в связи с этим ничего не надо менять? Но за эти годы многое изменилось – в мире, в экономике страны, в сознании и жизни людей. Нельзя не замечать этих изменений. Однако в пер вую очередь надо понять, что нужно для нашего общества и какой должна быть оте чественная система образования. Многоуровневая система высшего обра зования в России имеет давнюю историю, и ее реализация в различные периоды вре мени никак не связана с Болонским процес сом, а определялась потребностями обще ства и личности. Так, в 1992–1993 гг. была введена система академического бакалавра и магистра со степенью по направлению
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически