Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610378)
Контекстум
Высшее образование в России

Высшее образование в России №2 2004 (190,00 руб.)

0   0
Страниц177
ID212496
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2004 .— №2 .— 177 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212496 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Трудоустройство выпускников – задача учреждений профессионального образования ......................................................... 84 Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. <...> . «…где класс, который вольет новую кровь в дряхлеющий государственный организм? <...> Общий объем цикла составляет для бакалаврской подготовки 950 часов. <...> Основные цели аккредитации состоят в том, чтобы: l обеспечить прогресс в высшем образовании за счет разработки критериев и принципов оценки эффективности образования; l стимулировать развитие образовательных учреждений и совершенствование образовательных программ путем непрерывного самообследования и планирования; l гарантировать обществу, что учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильно сформулированные цели и условия их достижения; l обеспечить помощь в становлении и развитии вузов и в реализации образовательных программ; l защитить учебные заведения от вмешательства в их образовательную деятельность и ущемления их академических свобод. <...> Стандарты (показатели) институциональной аккредитации являются содержательной основой измерения эффективности деятельности университета в соответствии со своим назначением. <...> Общепринятыми являются девять критериев: целостность университета; цели, планирование и эффективность; управление и администрация; образовательные программы; профессорско-преподавательский состав и обслуживающий персонал; библиотека, компьютеры и другие источники информации; обслуживание студентов и обеспечение условий для образования; материальные ресурсы, помещения, оборудование; финансы. <...> Исторически специализированная аккредитация (аккредитация образовательных программ) в США предшествовала появлению институциональной аккредитации. <...> Однако в настоящее время организации по профессиональной аккредитации, как <...>
Высшее_образование_в_России_№2_2004.pdf
Журнал издается с 1992 года БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Д. ПУЗАНКОВ, И. ФЕДОРОВ, В. ШАДРИКОВ. Двухступенчатая система подготовки специалистов .........................................................3 Ю. ПОХОЛКОВ, А. ЧУЧАЛИН, С. МОГИЛЬНИЦКИЙ, О. БОЕВ. Обеспечение и оценка качества высшего образования ...................12 В. ГАЛАКТИОНОВ. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций ............................................................................................28 ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИИ ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ А. ПЕТРОВ, В. МАНУЙЛОВ, В. ПРИХОДЬКО, В. ЖУРАКОВСКИЙ. Концептуальные основания ...................................................................41 В. МАНУЙЛОВ, И. ФЕДОРОВ. Модели .......................................................46 Е. ШЕСТЕРНИНА. Управление качеством ...............................................54 А. ПЕТРОВ, Ю. ЕЛИСЕЕВ. Из опыта целевой контрактной подготовки .................................................................................................56 ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРИИ Г. КОПЫЛОВ. Инженерные миры и научное знание .............................59 Л. ГУРЬЕ. Методологическая подготовка в технологическом университете .............................................................................................66 Т. ЛИМОНОВА. Духовное озарение инженерии ....................................71 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ В. САФЬЯНОВ. Модернизация или разрушение? ....................................76 А. ЗИМИН. Нужна ли ученому философская культура? ......................78 М. РУТКЕВИЧ. Вместо послесловия ...........................................................81 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Е. ИЛЯСОВ. Трудоустройство выпускников – задача учреждений профессионального образования .........................................................84
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии А. Ф. Киселев Главный редактор М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова обозревательконсуль тант Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. Подписано в печать с оригиналмакета 16.01.2004. Формат 70´100/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 14. Тираж 2400 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127550, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» А. МАРКОВ. Персонифицированный идеал как ресурс образовательной деятельности ........ 94 В. ВАКУЛЮК, Н. СЕМЕНОВА. Мультимедийные технологии в учебном процессе................... 101 Н. ПОПКОВА. Вопросы гуманитаризации образования ..................................................... 106 ВОЕННАЯ КАФЕДРА Г. КАБАКОВИЧ, Ю. НИКОЛАЕВА. Роль и место гражданских вузов в подготовке военных специалистов .................................................... 111 В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ. Военное обучение в гражданских вузах.......................................... 120 СВЯЗЬ ВРЕМЕН А. КИСЕЛЕВ. «…где класс, который вольет новую кровь в дряхлеющий государствен ный организм?» (Георгий Федотов) ............ 127 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А. АРЕФЬЕВ. Зарубежные стажировки: социоло гический анализ ............................................... 144 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ А. ЯКУШЕВ, В. ГАВВА, Э. ГЮЛУШАНЯН. Иностранные профессора в университетах России (1726–1819) .......................................... 159 С. ЛЮТОВ. Издательская практика военных академий (середина ХIХ – начало ХХ вв.) .. 162 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Л. БОБЫЛЕВА. Экологический клуб в вузе .... 166 Ф. ШАГЕЕВА, В. ИВАНОВ. Проектирование образовательных технологий ....................... 169 В. КОВАЛЕНКО. О полисубъектном управлении вузом ............................................ 173 Ю. ДУСЬ, А. САДЧИКОВА. Опыт изучения информационной культуры........................... 175 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель Л.С. ГРЕБНЕВ И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Л.А. ГРИБОВ В.М. ДОМБРОВСКИЙ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК А.А. КУСАИНОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ Н.Е. ПОКРОВСКИЙ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ М.Б. САПУНОВ Г.М. СЕРГЕЕВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ Э.Н. ФЕТИСОВ И.И. ХАЛЕЕВА А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Д. ПУЗАНКОВ, ректор СанктПетербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» И.ФЕДОРОВ, ректор Московский государственный техниче ский университет им. Н.Э. Баумана В. ШАДРИКОВ, профессор Государственный университет – Высшая школа экономики В статье представлены результаты выполнения проекта по разработке мо делей специалиста в рамках двухсту пенчатой системы высшего профессио нального образования и пилотных ва риантов соответствующих государ ственных образовательных стандар тов по ряду направлений в области техники и технологий. Проект выпол нялся по заданию Министерства обра зования РФ. В основу работы была по ложена идея о необходимости подготов ки бакалавров и магистров по специаль ности наряду с существующими в на стоящее время бакалаврами и магист рами по направлению («академически ми» бакалаврами и магистрами) и дип ломированными специалистами. отличие от характерной для дей ствующих ГОС квалификационной модели, в основу проектирования была положена компетентностная модель специалиста, менее жестко привязан ная к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает более высо кую мобильность выпускников в изме няющихся условиях рынка труда. Мо дель специалиста представляет собой описание того, каким набором компе тенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессио нальных функций он должен быть под готовлен и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций. Структуры моде В Двухступенчатая система подготовки специалистов лей бакалавра и магистра по специаль ности представлены на схемах 1, 2. Компетентностная модель специа листа для сферы техники и технологий включает в себя следующие группы компетенций: 1) социальноличностные, 2) экономические и организацион ноуправленческие, 3) общенаучные, 4) общепрофессиональные (инва риантные к профессиональной дея тельности), 5) специальные (владение алгорит мами деятельности, связанные с моде лированием, проектированием, науч ными исследованиями). Первые четыре группы служат фун даментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке тру да и быть подготовленным к продолже нию образования как на второй (маги стерской) ступени ВПО (для бакалав ра), так и в сфере дополнительного и послевузовского образования. Блок специальных компетенций (профессиональноориентированных знаний и навыков) решает задачи объектной и предметной подготовки, т.е. обеспечивает привязку к объекту, предмету труда. Подготовка бакалавра и магистра по конкретной специально сти отличается главным образом сте пенью подготовленности к выполне нию конкретных функций (в меньшей степени набором компетенций).
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически