Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610378)
Контекстум
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №4-5 2012

0   0
Страниц16
ID208358
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2012 .— №4-5 .— 16 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208358 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 - 5 (113-114) апрель - май 2012 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы l музыка l вокал ГОСТЬ НОМЕРА – ДМИТРИЙ ВДОВИН 5l 2 l ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ИРИНЫ АРХИПОВОЙ В САМАРЕ ВО ИМЯ ДОБЛЕСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ СЕДЬМАЯ СТРУНА ДЖОНА ПИЦАРЕЛЛИ хореография l театр Московских слушателей в этом году ждет музыкальный подарок - Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит цикл симфоний и фортепианных концертов Сергея Сергеевича Прокофьева. <...> События симфонической программы помимо Москвы, где состоится 13 концертов, охватят 10 городов России. <...> Симфоническая программа в регионах традиционно уделит большое внимание благотворительности: значительная доля входных билетов каждого концерта будет распределена среди учащихся и преподавателей музыкальных заведений, студентов, ветеранов и социально-незащищенных слоев населения. <...> В числе московских благотворительных событий программы: ежегодный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева для студентов и преподавателей Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и грандиозный по своему размаху –более 300.000 слушателей ежегодно - общедоступный концерт в День Великой Победы на Поклонной горе 9 мая в Москве. <...> Общее количество событий программы – 54, из них благотворительных концертов – 53. <...> В рамках программы запланированы проведения мастер-классов Ларисы Гергиевой на факультете искусств Московского государственного университета имени <...> Звонильная программа в этом году охватывает 33 храма Москвы и Подмосковья, а также Петропавловский собор Санкт-Петербурга. <...> В этом году расширяется и список участников звонильной программы: около 40 звонарей приедут из Санкт-Петербурга, Вологды, Великого Новгорода, Ярославля, Омска, Тюмени, Пскова, Анапы, Петрозаводска, Каргополя, Риги (Латвия), Киева (Украина), Минска (Республика Беларусь), Бад Ласфе (Германия) <...>
Музыкальный_Клондайк_№4-5_2012.pdf
№ 4 - 5 (113-114) апрель - май 2012 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у ры l Одиннадцатый Московский Пасхальный фестиваль пройдёт с 15 апреля по 9 мая 2012 года при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и с Благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Художественный руководитель Фестиваля - Валерий Гергиев. Торжественное открытие музыкального форума состоялось 15 апреля в Большом зале Консерватории, где Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил произведения Сергея Сергеевича Прокофьева: Симфонию №1, Концерт для фортепиано с оркестром №1 (солист – Даниил Трифонов) и Симфонию №5. За 25 дней Фестиваля состоится порядка 150 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ. му зы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р Московских слушателей в этом году ждет музыкальный подарок - Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит цикл симфоний и фортепианных концертов Сергея Сергеевича Прокофьева. Кроме того, в Москве прозвучат его сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам», фрагменты из балетов «Ромео и Джульетта» и «Золушка», а также симфоническая сюита «Египетские ночи» с участием Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова. События симфонической программы помимо Москвы, где состоится 13 концертов, охватят 10 городов России. Симфоническая программа в регионах традиционно уделит большое внимание благотворительности: значительная доля входных билетов каждого концерта будет распределена среди учащихся и преподавателей музыкальных заведений, студентов, ветеранов и социально-незащищенных слоев населения. В числе московских благотворительных событий программы: ежегодный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева для студентов и преподавателей Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и грандиозный по своему размаху –более 300.000 слушателей ежегодно - общедоступный концерт в День Великой Победы на Поклонной горе 9 мая в Москве. Хоровая программа пройдет в Москве, Туле, Коломне, Суздали, Фряново, Пущино, Орле, Дмитрове, Электростали, Тучково, Егорьевске, Сергиевом Посаде, Муроме, Александрове, Пушкино, Зарайске, Серпухове и Гусе-Хрустальном. Общее количество событий программы – 54, из них благотворительных концертов – 53. Камерная программа состоится в Москве, Салехарде, Костроме, Пскове, Клину, Липецке, Ельце и Великом Новгороде. В рамках программы запланированы проведения мастер-классов Ларисы Гергиевой на факультете искусств Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, а также в регионах для учащихся и преподавателей музыкальных заведений. Звонильная программа в этом году охватывает 33 храма Москвы и Подмосковья, а также Петропавловский собор Санкт-Петербурга. В программу включены 6 новых храмов, ранее не участвовавших в программе. Впервые включена Вереница звонов в усадьбе «Коломенское»: три храма усадьбы будут звонить друг за другом. Также впервые будет звучать новая звонница Коломенской духовной семинарии в г. Коломна. В этом году расширяется и список участников звонильной программы: около 40 звонарей приедут из Санкт-Петербурга, Вологды, Великого Новгорода, Ярославля, Омска, Тюмени, Пскова, Анапы, Петрозаводска, Каргополя, Риги (Латвия), Киева (Украина), Минска (Республика Беларусь), Бад Ласфе (Германия). Впервые приезжают звонари из далеких Новосибирска и Красноярска. Все события звонильной программы может посетить любой желающий – концерты колокольной музыки общедоступны. http://easterfestival.ru ГОСТЬ НОМЕРА – ДМИТРИЙ ВДОВИН 2 l ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ИРИНЫ АРХИПОВОЙ В САМАРЕ 3 ЮБИЛЕИ АПРЕЛЯ 5 l ВО ИМЯ ДОБЛЕСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ 6 l ИТОГИ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» 10 СЕДЬМАЯ СТРУНА ДЖОНА ПИЦАРЕЛЛИ 11 l ХОРОВОМУ ПАРТНЁРТСТВУ – БЫТЬ! 12 l ПРОСЛУШИВАНИЕ В ХОРОВОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. СВЕШНИКОВА 12 l АВГУСТОВСКИЕ ФЕСТИВАЛИ ПРИНИМАЮТ ЗАЯВКИ 13 ТЕАТР «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА» 14 l ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ 15
Стр.1
www.artcen ter.ru 16 апреля 2012 года в Оружейной палате Московского Кремля, в рамках открытия ХIII международного фестиваля «Кремль музыкальный» состоялась премьера нового произведения Митрополита Волоколамского Илариона - Concerto Grosso. Произведение прозвучит в исполнении знаменитого скрипача, заслуженного артиста России, Дмитрия Когана в сопровождении камерного оркестра «Volga Philharmonic» Самарской государственной филармонии. Для Дмитрия Когана – это особенный концерт, так как Николай Петров был его близким другом и наставником. Они сыграли вместе множество концертов. Николай Петров всегда считал Дмитрия Когана одним из самых талантливых музыкантов не только России, но и всего мира. Митрополит Иларион (Алфеев) уже подарил миру музыкальную ораторию «Страсти по Матфею», которая сейчас с успехом исполняется во всем мире. По этому уникальному произведению уже сделана экранизация – фильм «Дирижер» Павла Лунгина, ныне демонстрируемый в ста кинотеатрах России. Новое музыкальное произведение Митрополита Илариона написано для камерного состава – двух скрипок, альта, виолончели, клавесина и струнного оркестра. Оно состоит из трех частей и вдохновлено концертами итальянского мастера Арканджело Корелли. Сочинение было написано в течение нескольких дней зимних каникул 2012 года и впервые представляется публике на открытии фестиваля «Кремль музыкальный». Фестиваль-смотр был создан великим музыкантом Николаем Петровым и до 2011 года проходил под его личным руководством и при его участии. Как известно, в прошлом году мир музыки потрясла новость о скоропостижной кончине этого блистательного музыканта. Министерство культуры России приняло решение о том, что фестиваль будет по-прежнему проводиться в одной из жемчужин музеев Кремля - Оружейной палате и носить имя великого артиста. Главной целью этого фестиваля Николай Петров поставил задачу представить слушателям лучшие образцы русской и зарубежной музыкальной культуры, ознакомить их с сокровищницами Московского Кремля и подтвердить, что, несмотря на все сложности, наша культура жива и составляет предмет нашей гордости. Программа фестиваля 2012 года была составлена лично Николаем Арнольдовичем Петровым и, таким образом, апрельский форум станет уникальным событием – будут представлены именно те программы и те музыканты, которых отбирал сам великий мэтр. http://www.rosculture.ru/news 17 апреля 2012 года, во вторник Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь» совместно с Посольством Королевства Норвегия представляет в рамках фестиваля Московского международного дома музыки «Орган плюс» единственный концерт выдающихся норвежских музыкантов Ивера Клейве и Кнута Рейерсруда. Бытует мнение, что корни норвежской культуры восходят к традициям викингов и сагам средневековой «эпохи величия». Так или иначе, но музыка, которую исполняет дуэт церковного органиста Ивера Клейве и электро-гитариста Кнута Рейерсруда, действительно рождает ассоциацию с суровым норвежским ландшафтом, овеянным романтическим ореолом древних легенд. Ивер Клейве - выпускник консерватории в Осло и Мюнхенской Высшей школы музыки. Наряду с деятельностью церковного и концертирующего органиста он известен как композитор и аранжировщик - музыкант немалое внимание уделяет студийной и концертной работе в таких направлениях, как джаз, поп- и фолк-музыка. В его музыкальной стилистике размываются границы между церковной и поп-музыкой. Автор рождественской оратории Juleevangeliet, а также Реквиема, который неоднократно исполнялся не только в Норвегии, но и в нескольких странах Европы, Клейве является обладателем национальной премии Spellemann за альбом Blа Koral (Blue choral), записанный с Кнутом Рейерсрудом в 1992 году. Уникальное сочетание норвежских народных мелодий со звуками церковного органа и электрической гитары явилось потрясающей инновацией, принёсшей музыкантам огромный успех. Кнут Рейерсруд - один из самых авторитетных норвежских блюзовых гитаристов, помимо исполнительского мастерства он обладает завораживающим артистическим обаянием. В сферу его творческих интересов наряду с джазом входят норвежские народные мелодии, элементы традиционной музыки народов Африки и Азии, эксперименты в области музыкальной психоделики и crossover-композиции. Вместе с Кнутом Рейерсрудом Ивер Клейве сочинил и записал музыку для церемонии Открытия и Закрытия XVII Зимних Олимпийских Игр, которые проходили в 1994 году в Норвегии. А их альбом Nаde over nаde, записанный в 2006, получил премию Danish Music Awards - Folk 2007 в категории «Лучший иностранный альбом». http://www.oreanda.ru/ru/news www.muz klon di ke.ru С МИРУ ПО Н ТКЕ ДМИТРИЙ ВДОВИН: «Характер мой не для сцены, я человек независимый. . .» -Я не совсем согласен с такой постановкой вопроса. Действительно, существуют до сих пор четко очерченные национальные школы пения: итальянская, немецкая, англо-американская, русская. Может, есть и другие, просто я с ними меньше знаком. И я часто сталкивался с суждениями весьма профессиональных людей типа: «Девушка хорошо поет, но это не для Италии, ей надо петь в США» или «А вы как учите, по-итальянски или по-американски?» Это подтверждает мою точку зрения о существенных различиях школ пения по сию пору. Что до меня, то я русский человек и продукт русской культуры, в том числе и вокальной. Но я испытал огромное воздействие певцов и дирижеров итальянской школы, и я говорю по-итальянски. Я также очень многому научился у американцев и работал в США, говорю по-английски. В силу всего этого, надеюсь, мне удалось взять много всего нужного и хорошего (может быть, и плохого тоже, не знаю) от всех этих трех мировых школ. Я по своим воззрениям бахаист в вокальном искусстве. Так получилось, что многие мои ученики поют Трудно поверить, что этому очень молодо выглядящему, со вкусом - без богемных излишеств - одетому, излучающему невообразимую энергию человеку 50 лет. Хотя для «вокального» гуру, кем он предстает при более близком знакомстве, это совсем не возраст, особенно с учетом того, что Дмитрий Вдовин, а именно о нем пойдет речь, успел сделать за свою жизнь. По оценке коллег и учеников, Дмитрий Юрьевич является одним из лучших и наиболее востребованных педагогов по вокалу в нашей стране. Его ученики поют на самых престижных сценах мира, среди которых театры Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Венская государственная опера. Естественно, и Большой, и Мариинский, и Михайловский, театр имени Станиславского, Геликон-опера и т.д., и т.п. Наверное, легче перечислить театры, где ученики Вдовина не поют, хотя нет, совсем не легче – по простой причине, что таких театров нет. Я имею в виду, конечно, театры с более или менее состоявшейся репутацией. А рать его учеников можно сравнить с россыпью драгоценных камней, яркое сияние которых озаряет мировой оперный небосклон. Это Екатерина Сюрина, Альбина Шагимуратова, Дмитрий Корчак, Василий Ладюк, Максим Миронов, Сергей Романовский и многие другие. Чтобы представить уровень этих певцов следует лишь взглянуть на имена выдающихся дирижеров современности, которые приглашают их в свои спектакли и охотно с ними работают: Риккардо Мути, Зубин Мета, Даниэль Баренбойм, Джеймс Конлон, Альберто Дзедда, Сейджи Озава, Кент Нагано. Дмитрий Вдовин являет собой современный и новый для нас тип музыкального деятеля, который в своей работе не ограничен рамками одного направления. Он сочетает в себе качества высококлассного педагога, успешного менеджера и тонко разбирающегося в материале критика. Накопив богатый опыт в качестве многолетнего организатора и руководителя международной оперной школы, он с недавнего времени возглавил молодежную программу Большого театра, цель которой воспитание нового - по многим параметрам - поколения отечественных вокалистов. Нам удалось встретиться с Дмитрием Юрьевичем и задать ему несколько вопросов. - Когда я в Нью-Йорке разговаривал с Вашей коллегой Ленор Розенберг, которая в тот момент возглавляла молодежную программу театра Метрополитен-опера, она сказала, что по роду работы много общается с педагогами по вокалу из разных стран и Вас выделяет особо, в частности и потому, что Ваших учеников отличает итальянская манера пения. Вы выросли и сформировались в Советском Союзе. Русская вокальная школа в ее советском варианте была не самой плохой. В чем разница между этими школами? Почему Вы предпочитаете, если это действительно так, итальянскую, и как Вы добиваетесь результатов? № 4-5 апрель-май 2012 2 репертуар бельканто, некоторые стали даже лидерами в мире по этой части. Но причина тут, прежде всего, одна – их молодость. Мои ученики, включая выпускников, пока еще достаточно молодые люди и до крепкого репертуара - Верди, Пуччини, Вагнер, руссские композиторы - еще не совсем доросли. Хотя некоторые к ним уже подступают. Что до советской школы, то певцы замечательные были, а вот школа... Пока учили те, кто стал профессионалом до октябрьского переворота, было еще ничего, а начиная с послевоенного времени дела совсем плохо пошли. Наше дело интернациональное и не любит закрытых границ. Были те, кто пел на высоком мировом уровне, но счет им шел на единицы, и они пели вопреки системе, а не благодаря ей. Уж поверьте мне, я с этими единицами имел счастье общаться на все эти темы. - Вас, конечно же, волнует проблема молодежи, новых кадров. В противном случае Вы не согласились бы возглавить молодежную оперную программу Большого театра. Какие у нас перспективы? - Я говорил довольно часто, что долги надо отдавать. Я благодарен Большому театру на всю жизнь - театру, а не какому-то конкретному руководству. Я проходил там своего рода стажировку от ГИТИСа в течение пяти лет, а в целом, провел в нем лет 12. И каких лет! Вот эти-то вышеназванные единицы тогда и пели. И еще были великие дирижеры, танцовщики, оперный режиссер, оркестр. И нужно как-то помочь сегодняшнему театру стать вровень с самим с собой, с тем, прежним Большим. - На конкурсах, как правило, существует определенная ротация: в прошлом году побеждает кореец, в этом американец и т.д. А тут неслыханное дело - на конкурсе «Опералия», основателем и попечителем которого является Пласидо Доминго, несколько лет подряд побеждали представители России, выпускники мало кому в мире известной Академии хорового искусства из Москвы. Ладно, Московская консерватория, на худой конец - Гнесинка, но при чем здесь хоры? – журналисты, освещавшие конкурс, были в недоумении. Все эти лауреаты – Ваши ученики. Вы такой «крутой», что можете взять любого и сделать из него Паваротти или Кабалье? - Во-первых, моих лауреатов на «Опералии» только двое: Дмитрий Корчак и Василий Ладюк. Третьей из академических была Екатерина Лехина, ученица профессора Нестеренко. Наша Академия хорового искусства, несмотря, может быть, на скромное название и недолгую историю, стала одним из ведущих вокальных вузов страны. И я ее очень люблю, мне нравится заходить в ее ухоженное здание, в замечательный класс, я обожал Виктора Сергеевича Попова, ее основателя и художественного руководителя, и студенты там особые - грамотные. Если у таких есть голос, то почему бы не сделать из них больших артистов? Продолжение на стр. 8-9 Г О С Т Ь « М У З Ы К А Л Ь Н О Г О К Л О Н Д А Й К А »
Стр.2
www.muz klon di ke.ru С ИМЕНЕМ ВЕЛИКОЙ ПЕВИЦЫ В Самарском академическом театре оперы и балета прошел первый Международный фестиваль оперного искусства имени Ирины Архиповой. Своеобразной точкой отсчета фестивальной эпопеи в городе на Волге явились проходившие с 1988 года всероссийские фестивали «Молодые голоса России». В то время это был, пожалуй, один из наиболее авторитетных смотров творческой молодежи страны. Выбор Самары – тогда еще Куйбышева – для этой акции не был случайным: местный оперный театр имел прочную репутацию, его незаурядный творческий потенциал и высокую музыкально-исполнительскую культуру подтвердили состоявшиеся в 1981 году гастроли в Москве. С 2003 года в Самаре вошел в традицию весенний оперный фестиваль, который в нынешнем году впервые был посвящен народной артистке СССР Ирине Архиповой. Это посвящение не случайно. С Самарским регионом была связана не одна страница творческой биографии великой певицы. Ещё в 1973 году на сцене местного оперного театра она выступила в партии Любаши в опере Н.Римского-Корсакова «Царская невеста», а спустя два десятилетия – в партии графини в «Пиковой даме» П.Чайковского. Архипова пела в Самаре и в концертных программах. В 1995 и 2000 годы здесь прошли фестивали оперного искусства «Ирина Архипова представляет» с участием первоклассных знаменитостей, а в 1997 году - возглавляемый ею XVII Конкурс вокалистов имени Глинки. В свое время Ирина Константиновна призналась автору этих строк: «Потребовалось время для укрепления авторитета Самары как культурного центра. Меня привлекает сложившаяся здесь атмосфера особого благоприятствования развитию культуры и искусства. Поэтому у меня к Самаре отношение особое. Мне довелось бывать и в Тольятти, участвовать в фестивале «Мир Чайковского». С этим городом меня связывает и факт личной биографии: именно Волжский автомобильный завод в свое время поддержал мою кандидатуру при выдвижении на Ленинскую премию. Правда, в тот раз меня «завалили», но коллективу я очень благодарна. Тогда я приезжала в Тольятти, пела в цехах, во Дворце культуры». Фонд Ирины Архиповой, в числе лауреатов и обладателей медалей которого не последнее место занимают деятели культуры Самары, принял активное участие в организации и проведении нынешнего фестиваля, прошедшего на обновленной после капитального ремонта сцене театра оперного театра. К началу фестиваля многое сошлось: в репертуаре театра появилось несколько новых первоклассных оперных постановок, к уникальным техническим возможностям сцены «подтянули» лучшие спектакли прошлых лет и еще: художественным руководителем фестиваля был выдающийся музыкант заслуженный деятель искусств России, народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов, с начала нынешнего сезона занимающий пост художественного руководителя и главного дирижёра Самарского оперного театра. Фестиваль открылся оперой А.Бородина «Князь Игорь» - первой оперной премьерой, осуществленной на обновленной сцене тандемом петербуржцев - режиссером Юрием Александровым и художником Вячеславом Окуневым. Об этом спектакле, решенном в подчеркнуто светлом, мажорном ключе и дарящем зрителям праздник, мы писали («Музыкальный Клондайк», №4, 2011 год). Фестивальный «Игорь» прошел на ура. Он практически не растерял заложенные в нем режиссером-постановщиком упругий игровой и пластический темпоритм и возвышеннопоэтический настрой, а в музыкальном отношении, благодаря маэстро Анисимову, обрел новые краски и проникновенные интонации. В спектакле блеснули и местные солисты, и гастролеры. Прекрасно звучал мощный, насыщенный баритон Василия Святкина – Игоря. Татьяна Ларина достойно справилась с огромной по масштабу и эмоциональному накалу партией Ярославны. С наилучшей стороны показали себя оркестр, а также хор, звучание которого отличали чистота интонации, выразительность, а в исполнении закулисного хора поселян из последней картины была прямотаки берущая за душу проникновенность. Участие гастролеров сделало по-настоящему звездным половецкий акт спектакля. В партии Кончака спустя 17 лет после первого исполнения её на самарской сцене выступил давний любимец самарской публики Аскар Абдразаков – певец, за становлением которого Ирина Константиновна следила особенно внимательно и чутко. Артист вновь покорил слушателей своим великолепным басомкантанте, редким соответствием внешнего облика исполняемому персонажу, и, наконец, убедительностью актерской интерпретации. Слушать пение артиста, наблюдать за его игрой – особое наслаждение. Поймал себя на мысли, что такое же впечатление на публику должен был производить своим искусством молодой Федор Шаляпин. В партии Кончаковны большое впечатление произвела Елена Заремба, находящаяся сегодня на вершине своей мировой карьеры. Ее голос - штучное по своей уникальности редкой красоте тембра и полетности меццосопрано с глубоким контральтовым оттенком. Это именно то, что нужно для партии страстной и томной красавицы - ханской дочери и чего давным-давно не доводилось слышать у исполнительниц этой партии. Солист московской «Новой оперы» Алексей Татаринцев хорошо справился со сложной по тесситуре партией Владимира Игоревича. Кстати, в своем театре Татаринцев исполняет эту партию в спектакле, также поставленном Юрием Александровым практически одновременно с самарским. Но это совсем другая - «черная», лишенная какого бы то ни было позитива режиссерская концепция. Вторым фестивальным спектаклем стала опера Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй», премьера которой состоялась буквально накануне фестиваля. Постановку осуществили дирижер Александр Анисимов, сумевший добиться от исполнителей и музыкантов оркестра впечатляющей глубины интерпретации партитуры, и режиссёр из Швейцарии Дитер Мартин Кёги, работу которого отличают особая стилистическая тонкость и деликатность. В фестивальном спектакле в заглавной партии выступила Ирина Крикунова. Требующая безукоризненной вокальной школы, чрезвычайно сложная, насыщенная эмоциями и тончайшими психологическими нюансами партия Чио-Чио-сан как нельзя лучше подходит певице, которая сумела создать убедительный вокально-сценический образ своей нежной, наивной и глубоко страдающей героини. Для молодого тенора Дмитрия Крыжского партия Пинкертона стала дебютом на самарской сцене. Его мягкий, достаточно звучный тенор наиболее выигрышно звучал в лирических фрагментах. Абсолютным антиподом «Князя Игоря» и «Мадам Баттерфляй», решенных в классических традициях, стал показанный следом за ними «Риголетто» Дж.Верди, который режиссер Михаил Кисляров представил в постмодернистском ракурсе. Ввиду необычности режиссерской трактовки, этот спектакль казался наиболее трудным для гастролеров. Между тем все, как говорится, обошлось. Сделавший блестящую европейскую карьеру Борис Стаценко – Риголетто и молодой солист московской «Геликон-оперы» Василий Ефимов – Герцог чувствовали себя на сцене вполне уверенно. В Борисе Стаценко привлекли прежде всего вокальная культура, сильный, богатый по тембру голос, редкостная сценическая экспрессия и выразительность фразировки. Исполнителю партии Герцога оказался близким характер циничнонаглого тирана, каковым представил этот персонаж Михаил Кисляров. Голосу Ефимова, может быть, не достает изящества и изысканной красоты тембра, которые были свойственны нашим отечественным тенорам-корифеям. Но это компенсировалось темпераментом и смелостью, с которой он одолевал весьма рискованные предельно высокие ноты своего голосового диапазона. Прекрасно показалась солистка самарской труппы Ирина Янцева, не пропустившая ни одной сложной фиоритуры, каденции и ферматы партии Джильды. Лирико-колоратурное сопрано певицы звучало чисто, проникновенно и психологически убедительно. При таком уровне исполнения не очень удобный, а подчас и эпатажный внешний антураж сценического действия как бы отошел на второй план. Фестивальной «Царской невестой» впервые дирижировал Евгений Хохлов, сумевший вдохнуть свежую струю в этот достаточно старый, архаичный по режиссерской манере спектакль. Это одна из тех опер, за которую не стоит браться, не располагая первоклассными певцами-актерами. Вот почему, несмотря на очень качественный за редким исключением вокал, в этом буквально перенаселенном гастролерами спектакле не всегда удавалось достичь нужного эмоционального градуса. Как всегда полнокровно и мощно звучал насыщенный баритон Василия Святкина – Грязного. Несколько необычным было явление Ирины Крикуновой в сугубо лирической партии Марфы, которую в прежние годы вообще пели исключительно лирико-колоратурные сопрано. Крепкая школа и драматический дар позволили певице успешно преодолеть подводные камни партии. Творческой индивидуальности обаятельной минчанки Оксаны Волковой с ее красивым легким меццо-сопрано все-таки не вполне близок такой исключительный по страстности и внутренней экспрессии оперный персонаж, как Любаша. Органичными и сценически убедительными были обладающий теплым по тембру басом Михаил Наумов – Собакин, Евгения Тенякова - Домна Самбурова и москвич Андрей Архипов – Малюта. С особенным успехом прошел заключительный фестивальный гала-концерт с участием одного из ярких представителей вокального искусства ХХ столетия народного 3 № 4-5 апрель-май 2012 www.artcen ter.ru сегодня артиста СССР Владислава Пьявко, который является президентом Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой. Программу заключительного концерта составили сцены, арии и оркестровые фрагменты из шедевров итальянского оперного искусства XIX века - «Нормы» В.Беллини, «Отелло» Дж.Верди, «Манон Леско» Дж.Пуччини и «Сельской чести» П.Масканьи. В основе каждого из номеров пронизанная глубокими переживаниями и подлинной страстью история любви, драматических взаимоотношений персонажей. Не случайно название этой программы - La Passione d’Amore - «Страсть любви». Концерт представил своеобразную ретроспективу развития вокального жанра от бельканто до веризма. Его главной интригой явилось то, что все теноровые партии во включенных в программу оперных сценах исполнил Владислав Пьявко. Поразила превосходная вокальная и артистическая форма артиста. Его голос, сохранивший красоту тембра и свободу во всем диапазоне, лишенный каких бы то ни было признаков старения, одинаково убедительно звучал и в кантилене старинного классического бельканто, и на меццо-воче в лирическом дуэте, а во фрагментах неудержимо страстной веристской манеры обретал мощь не знающего преград цунами. Пьявко сумел не только выдержать огромную эмоциональную и физическую нагрузку, но и создать убедительные вокально-сценические образы разнохарактерных оперных персонажей. Концерт, явившийся по существу бенефисом знаменитого певца, стал свидетельством его неувядаемого мастерства. В ансамбле с мэтром выступили способные молодые певицы, участницы программы Фонда Ирины Архиповой «Опера – новое поколение». Каждая из них показала себя достойным партнером мэтра, продемонстрировав прекрасное звучание голоса и незаурядную выразительность исполнения. В дуэте Поллиона и Адальджизы из «Нормы» выступила обладающая звучным высоким меццосопрано солистка Музыкального театра имени Н.Сац Екатерина Ковалева. Чистое, просветленного тембра сопрано солистки «Новой оперы» Ольги Терентьевой как нельзя лучше соответствует трепетности еще ничем не омраченного любовного чувства в дуэте Дездемоны и Отелло из первого действия оперы «Отелло». В заключительном трагическом акте оперы «Манон Леско» обладательнице сильного, выразительного лирико-драматическое сопрано Марии Гореловой удалось передать целую гамму предсмертных переживаний своей героини. Подлинным апофеозом страстей предстали ария Сантуццы и ее дуэт с Туридду из «Сельской чести» в исполнении солистки Московского музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко меццо-сопрано Ларисы Андреевой и Владислава Пьявко. Александр Анисимов: «Для нас, исполнителей, фестиваль – это прекрасная возможность творческого общения. Когда приезжают гости из Мариинского, Большого театров, изза рубежа – это всегда встреча с новой эстетикой, с новым видением, и для нас это очень важно. Посвящение нынешнего фестиваля Ирине Константиновне Архиповой для меня священно. В течение многих лет я был одним ее из самых любимых дирижеров: она как никто другой чувствовала мое трепетное отношение к певцам, которые очень ценили работу со мной как с дирижером. Именно поэтому я неоднократно был в возглавляемом Архиповой жюри Конкурса имени Глинки, дирижировал выступлениями участников в третьем туре. Представлять публике программу фестиваля под именем Архиповой – огромная ответственность. Участие в организации фестиваля Фонда Ирины Архиповой, а в фестивальной программе Владислава Пьявко приподняло планку этого события». Валерий ИВАНОВ, лауреат Фонда Ирины Архиповой Фото Дениса БАТУРИНА с финального концерта фестиваля
Стр.3