Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610022)
Контекстум
Вопросы филологических наук

Вопросы филологических наук №4 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц52
ID197546
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит
Вопросы филологических наук .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №4 .— 52 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197546 (дата обращения: 11.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 4, 2011 Литературоведение Русская литература Копылов А.Н. <...> РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ: ИСТОКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА Повесть – распавшийся на части, из тысячи частей, роман; глава, вырванная из романа. <...> Надеждин2 Исследуемой нами эпохе зарождения и расцвета русской исторической повести (1-я треть XIX века) предшествовал век классицизма – XVIII век. <...> 2 6 Вопросы филологических наук, № 4, 2011 мена, когда чтение книг было исключительным правом некоторых людей; уже деятельный разум во всех сословиях, во всех землях чувствует нужду в познаниях и требует новых, лучших идей. <...> Главный конфликт таких повестей, как правило, заключается в столкновении «чувственного» и «холодного». <...> К достоинствам сентиментальной повести можно отнести то, что она выработала способы психологического анализа, приёмы лирического описания, портретирования, создание литературного пейзажа. <...> К недостаткам этого литературного направления относится обилие штампов в сентиментальной повести, повторяющиеся одни и те же сюжетные ситуации и образы, причём у многих авторов. <...> У истоков жанра русской повести стоял Николай Михайлович Карамзин. <...> Карамзин пишет сентиментальную повесть «Бедная Лиза», которая пришлась по душе читателям, а в среде литераторов даже вызвала целый ряд подражаний: «Бедная Маша» <...> Правда, как Карамзин, так и Жуковский в своих повестях отступают от исторической достоверности, у обоих авторов заметна некая «абстрактность исторической перспективы», В.И. Коровин считает это «принципиальным признаком» повести эпохи романтизма3. <...> 2 7 Вопросы филологических наук, № 4, 2011 В романтической повести Карамзина и Жуковского мы обнаруживаем так же фольклорные и религиозные мотивы, которые впоследствии становятся отличительными признаками этого жанра. <...> Период конца 1790-х – конца 1820-х гг. ознаменовался пробуждением в широких общественных слоях интереса к исторической тематике, в эти три десятилетия состоялось <...>
Вопросы_филологических_наук_№4_2011.pdf
Вопросы филологических наук, № 4, 2011 Литературоведение Русская литература Копылов А.Н. (Московский педагогический государственный университет) РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ: ИСТОКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА Повесть – распавшийся на части, из тысячи частей, роман; глава, вырванная из романа. Белинский1 Повесть не что иное, как – роман в миниатюре! Надеждин2 Исследуемой нами эпохе зарождения и расцвета русской исторической повести (1-я треть XIX века) предшествовал век классицизма – XVIII век. По мнению исследователя В.Я. Линкова, классицизм был первым «осознанно и чётко оформленным методом в искусстве Нового времени»3. Поэты – классицисты своими победно-патриотическими одами воспевали боевые победы А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова. Литературный критик И.С. Троицкий считал, что сокрушительный удар жанру оды нанесла сатира И.И. Дмитриева «Чужой толк», направленная против «поэтов-одописцев»4. Впрочем, не стоит умалять заслуги жанра оды. Тем более, что оды классицизма оказали воздействие на развитие литературной жизни последующей эпохи. Даже в начале XIX века, не смотря на критику, торжественная ода продолжала сохранять свой заслуженный авторитет: оды писали Дмитриев, Жуковский, Тютчев, даже в творчестве молодого Пушкина есть произведения, написанные в этом жанре. На смену высоким трагедиям и одам классицизма XVIII столетия (Ломоносов, Сумароков, Державин) пришли эпические поэмы, которые на литературном Олимпе затем сменила сентиментальная, потом романтическая, затем – историческая повесть, потеснённая чуть позже жанром исторического романа. Историческая повесть и исторический роман принадлежали уже следующему – XIX веку. Классицизм в начале наступившего века не окончательно сошёл со сцены. В первой четразных слоёв населения5. В частности, тенденцию возрастания интереса к чтению заметил Н.М. Карамзин. Он отмечал: «Уже прошли те блаженные вечной памяти достойные вреверти XIX века делаются попытки приспособить его к новым историческим условиям. Классицизм дольше всего сохраняется в драматургии – в жанре трагедии. Трагедии классицизма (например, трагедии Сумарокова) долго не сходили со сцены. Эволюция серьёзных жанров классицизма к предромантизму, перерастающему в романтизм, отразилась в драматургии В.А. Озерова, в поэзии Ф.Н. Глинки, П.А. Катенина, В.Ф. Раевского, К.Ф. Рылеева. Следует отметить, что в рассматриваемое нами время растёт увлечение чтением среди 1 Белинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти томах, т. 1. М., 1976, с 150. 2 Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972, с. 321. 3 Линков В.Я. История русской литературы XIX века в идеях. М., 2008, с. 3. 4 Троцкий И., С. В. Ода // Литературная энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929–1939. Т. 8. – М., 1934. – Стб. 237–243. 5 См. работу Н.М. Карамзина «О книжной торговле и любви к чтению в России» (1802). 6
Стр.1