Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610537)
Контекстум
Директор школы

Директор школы №7 2010 (100,00 руб.)

0   0
Страниц113
ID197239
АннотацияЖурнал для преподавателей и руководителей школ
Директор школы .— Москва : Издательская фирма "Сентябрь" .— 2010 .— №7 .— 113 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197239 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

d. 1 Письмо редактора Первые итоги конкурса «Директор школы – 2010» М ы получили множество работ. <...> Не могу удержаться от цитаты, взятой из одной из конкурсных работ: «Наше село расположено на Крайнем Севере России, на левом 7`10 директор школы www.direktor.ru берегу реки Индигирка. <...> Издается с 1993 года директор школы Главный редактор <...> Селекция как условие и результат успеха Религия и школа: — Епископ Зарайский Меркурий Суть предмета — полноценное воспитание — Бунимович Е. <...> Домашнее задание не обязанность, а поощрение Данилова Л. <...> Финляндия и Швеция: особенности организации школы 47 51 55 Воспитание и дополнительное образование Юрак С. <...> Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними Дмитриев И. <...> Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? <...> Самим Анисом Анваровичем составлена программа курса «Социология» для учащихся 9-х классов. <...> 7`10 директор школы www.direktor.ru Образовательная политика Образовательная политика Селекция как условие и результат успеха <...> 7`10 директор школы www.direktor.ru Образовательная политика Вопрос о том, могут ли все школы или большинство совершить такой же рывок, стать успешными в смысле сегодняшних критериев успешности, выходит за пределы компетенции конкретного образовательного учреждения. <...> Например, программа КПМО позволила целому ряду школ разрушить привычную рутину и сделать рывок. <...> d. 07 Образовательная политика Религия и школа С 1 апреля 2010 года в школах девятнадцати регионов России проводится эксперимент по введению новой предметной области — «Духовно-нравственное воспитание». <...> В ее рамках для изучения в 4-м и 5-м классах предлагается учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести основных «содержательных модулей»: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и светская этика. <...> Суть предмета — полноценное воспитаниеОсновы религиозной <...>
Директор_школы_№7_2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Директор_школы_№7_2010.pdf
Письмо редактора 7`10 директор школы www.direktor.ru d. 1
Стр.1
Письмо редактора Первые итоги конкурса «Äèðåêòîð школы – 2010» М ы получили множество работ. Напомню, что главной идеей конкурса, который мы проводим, является определение руководителей-лидеров, которые смогли за последнее время решить критически важную для своей школы проблему. К сожалению, сегодняшняя жизнь больше «затачивала» директора на написание отчетов, а предложенный нами жанр эссе, который предполагает свободную форму и индивидуальную позицию, явно вызвал у многих затруднения. Но лиха беда начало. Поскольку в конкурсе приняло участие большое количество людей из самых разных мест, мы получили как раз к нашему юбилейному 150-му номеру совершенно бесценные материалы, описывающие огромное разнообразие условий и проблем, в которых работают и которые решают руководители школ. Не могу удержаться от цитаты, взятой из одной из конкурсных работ: «Наше село расположено на Крайнем Севере России, на левом берегу реки Индигирка. Хочу ознакомить с окружением, или, как сейчас говорят, социокультурной средой, чтобы появилось представление о моей малой родине. От столицы Республики Саха (Якутия) г. Якутска нас отделяет 1748 км наземным, 3242 км водным и 1160 км воздушным ïóòåì. Рейсовые самолеты до столицы бывают 2 раза в íåäåëþ, авиабилет стоит 35 000 ðóáëåé. Так что для населения села столица республики — предел мечтаний. Девять месяцев в году у нас зима…» Вот так. Сегодня уже можно сделать некоторое обобщение того, что мы с таким интересом прочитали и оцениваем. Смотрите ñòð. 5. Константин Ушаков 7`10 директор школы www.direktor.ru d. 01
Стр.2
d. директор школы Главный редактор К.М. Ушаков Зам. главного редактора В.Я. Гринберг Шеф-редактор Е.Е. Терешатова Ответственный секретарь М.Г. Драмбян Технический редактор Е.С. Воронова Компьютерный набор И.А. Галеева Редакция Е.А. Александрова Е.А. Кучеренко Л.Н. Панина Е.М. Ушакова Эксперты-консультанты Н.Н. Жук И.А. Рожков Л.В. Судоргина Л.А. Трубина В.А. Чижков И.Н. Щербо Ìàêåò, äèçàéí: А. Галкин Корректоры Д.П. Рысаков, Г.В. Яковлева Издательская фирма «СЕНТЯБРЬ»: Распространение и подписка Т.А. Доронина Главный бухгалтер О.А. Архиповская Адрес для писем: 115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99 Тел.: (495) 710-30-01 Email: septem@direktor.ru http://www.direktor.ru © «Директор школы» © «ИФ «Сентябрь» в этом номере Письмо редактора Первые итоги конкурса «Директор школы – 2010» Образовательная политика Ушаков К. Селекция как условие и результат успеха Религия и школа: — Епископ Зарайский Меркурий Суть предмета — полноценное воспитание — Бунимович Е. Деление детей по конфессиям — опасная вещь! — Ушаков Ê. Этика не столько теория, сколько наглядный пример Меркулова Г. Наш профессиональный союз и его деятельность «Мы живем в быстро меняющемся мире». Беседа с заместителем директора Института стратегических исследований в образовании РАО Л.Н. Феденко Искусство управления Ээльмаа Ю. Вновь о «кнутах» и «пряниках» повышения квалификации: взгляд из «другого окопа» Лепешова Е. Работа с персоналом: традиции и проблемы Организация учебного процесса Корпорация эффективных педагогов Симонов В. Контроль достоверности ЕГЭ: качество тестирования 37 40 27 32 1 7/2010 (150) Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года 5 8 12 13 15 21
Стр.3
Бояркина В. От «почемучек» к «потомучкам», или Уроки с применением ТРИЗ Макаров Ю. Домашнее задание не обязанность, а поощрение Данилова Л. Финляндия и Швеция: особенности организации школы Воспитание и дополнительное образование Юрак С. Тренажер для будущих бизнесменов Малыхина Л. Квалиметрия — метод измерения качества занятий дополнительного образования Файнштейн Е. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними Дмитриев И. «Образование 1.0» и «Образование 2.0» — две модели профильной школы Школа и родители Науменко Ю. Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? Экономика и право Матвеев В. Правовой статус учреждений: зависимость или самостоятельность? Уроки здоровья Мобильный телефон — недетская «игрушка». Беседа с кандидатом биологических наук Н.И. Хорсевой Библиотека руководителя школы LIB.DIREKTOR.RU Код доступа — 1539 7`10 директор школы www.direktor.ru d. 03 101 95 85 51 47 55 61 65 72 77
Стр.4
Вы на обложке, просто потому что вы — директор На фото (см. 1-ю обложку) Анис Анварович Ямалетдинов, директор Ютазинской средней общеобразовательной школы Ютазинского района Республики Татарстан. В школе обучаются 314 учащихся, преподают 32 педагога. Большое внимание в учебно-воспитательном процессе Анис Анварович уделяет научной организации труда. Коллектив работает над реализацией личностно ориентированного подхода к учащимся. Педагоги располагают системой мониторинга обученности, что способствует выявлению пробелов в знаниях. Результат этой работы — высокая успеваемость, победы учащихся на районных и республиканских олимпиадах. Одним из важнейших направлений в работе педагогов Анис Анварович считает раскрытие творческих способностей учащихся. В прошлом году были одержаны победы на районных конкурсах сочинений, посвященных Международному дню грамотности, творчеству писателя и поэта М. Джалиля, 65-летию Победы, 1000-летию Казани. Директор приветствует и поддерживает введение инновационных технологий. С 2004 года школа включена во всероссийский эксперимент по внедрению предпрофильного обучения. Для учащихся 9-х классов организованы 10 элективных курсов, ориентирующих на социально-гуманитарный профиль, ведется большая профориентационная работа. Все программы элективных курсов разработаны учителями. Самим Анисом Анваровичем составлена программа курса «Социология» для учащихся 9-х классов. Открыт профилирующий социально-гуманитарный класс. Введена технология концентрированного обучения татарскому и английскому языкам в 5-х классах. В 2006 году школа стала победителем общероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и получила грант в размере одного миллиона рублей. В 2007 году коллектив Ютазинской школы за успешную реализацию Программы развития образовательного учреждения по итогам 2006 года получил еще один миллион 149 тысяч 425 рублей из средств республиканского бюджета. Все полученные средства были направлены на инновационное развитие школы (закуплен современный компьютерный класс, интерактивное оборудование, программно-методическое обеспечение, спортинвентарь, столовое оборудование, школьная мебель) и на курсы повышения квалификации педагогов. 04 d. 7`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
Образовательная политика Образовательная политика Селекция как условие и результат успеха К. Ушаков П редварительный анализ работ, присланных на конкурс «Директор школы – 2010», организованный нашим журналом, позволяет сделать некоторые выводы, которые изложены ниже. 1. Роль директора школы в процессе приведения своей школы к успеху — абсолютна. Если у этого человека есть цель, которой он предан, силы, здоровье, вера в собственные силы и возможности и, конечно, удача, то есть если он сильный лидер, то он может практически все, в том числе создать отличную школу буквально на пустом месте. 2. Разнообразие условий, в которых ра7`10 директор школы www.direktor.ru ботают школы, столь велико, что централизованно (на уровне Федерации) эффективно управлять этой системой невозможно. Поэтому процесс децентрализации совершенно неизбежен. Однако он должен сопровождаться увеличением доверия к образовательному учреждению, его руководителю и педагогам. Лозунг «Свобода в обмен на подотчетность» реализован сегодня только в части подотчетности. 3. Городские школы (с точки зрения зависимости) более ориентированы на вертикаль власти, в которую они встроены, взаимодействие с социумом для их существования вторично. Сельские школы начинают больше ориентироваться на поддержку местных сообd. 05
Стр.6
Образовательная политика ществ, которые осознаны ими как ключевой фактор выживания. В этом отношении общественно-государственное управление в сельских школах становится значительно более «общественным» и можно констатировать, что они ушли в этом направлении развития значительно дальше. При этом сельская школа достаточно часто берет на себя ответственность не только за свое функционирование как ОУ, но и за сохранение села в целом. Как это ни странно, но в ряде случаев им удается существенно улучшить социальную обстановку. 4. Идея информатизации одна из самых популярных, в том числе и потому, что это делает труд учителя более разнообразным. Однако некоторые школы смогли сделать на этом существенный рывок, потому что сделали из этого ПРОЕКТ, целью которого было реальное изменение процесса управления и обучения. Они осознали, что поставка государством техники не означает информатизацию процесса. Информатизация начинается в «головах» педагогов. Те, кто это понял, смогли воспользоваться ситуацией в целях развития своих коллективов. 5. Все без исключения успешные городские школы проводят процесс селекции наиболее способных учащихся, что приводит к отбору педагогов соответствующей квалификации и дальнейшей дифференциации школ, затрудняя доступ к качественному образованию у остальной части учащихся. На пути решения проблем качества стоит процесс расслоения школ. Как показывают многочисленные материалы, в основе успешного становления любой школы сегодня лежит селекция детей. Например, за счет титанических усилий руководства и коллектива самая обычная школа начала проявлять признаки успешности. Она, повышая результаты обучения, предлага06 d. ет дополнительные образовательные услуги. Если социум замечает эти успехи, а это главная цель, то школа начинает притягивать более продвинутый контингент учащихся, в сегодняшних терминах — повышается ее конкурентоспособность. Если организация не ослабляет усилий в своем развитии, то рано или поздно у нее появляется возможность отбирать себе контингент для обучения, что, собственно, часто и является целью этого развития и усилий. Цель, на уровне школы абсолютно достойная, достижение которой является оценкой профессиональной состоятельности коллектива и его руководителя. Мы доказали, что мы можем! Абсолютно уважая директоров, которые приводят свои школы к успеху, коллективы этих школ, их усилия и жертвы, давайте посмотрим на эту ситуацию успеха с другой стороны. Хорошие ученики притягивают хороших учителей, это факт, а потому через некоторое время эта школа станет еще лучше. Что мы имеем на выходе? Отбор, отсев. Но где учиться остальным? Кто учит остальных? Таким образом, мы повышаем качество в одних школах, автоматически понижая его в других, работая на усиление стратификации нашего общества. А как же быть с правом на доступное качественное образование? Вроде бы создается некоторый барьер. Некоторым исключением из этого правила является сельская школа, где селекционные процессы выражены значительно слабее. 7`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.7