Письмо редак тора
4`10 директор школы www.direktor.ru
d. 1
Стр.1
Письмо редак тора
Образование
и модернизация
М
ы до сих пор ностальгируем по старой
системе. Похоже, как генералы
всегда готовятся к прошедшей
войне, так и мы, педагоги, готовим детей
к жизни, которая была. Но это была система
образования для индустриальной
эпохи и тоталитарного государства (дымящие
заводские
трубы и колонны
на марше), где
требования к квалификации
были
четко определены,
а поведение
в повседневной
жизни регламентировано.
Сегодня речь
идет об образовании
для постиндустриальной
эпохи.
Чем, собственно,
оно должно
отличаться от того, которое мы давали в
прошлом веке? Мне кажется, что это проблема
резкого усиления гуманитарности.
«XXI век будет веком гуманитарных наук
— или его не будет вовсе. Такова главная
инновация времени» (А. Рубцов). Потому,
что именно гуманитарное образование
направлено на улучшение качества
жизни, именно оно влияет на поведение
вашего соседа по лестничной клетке, способы
решения конфликтных ситуаций. Оно
в первую очередь ориентировано на ценности,
мораль и этику. У нас, как мне кажется,
есть острая
нужда не столько
в квалифицированных
инженерах,
сколько в
порядочных людях.
Коррупцию,
конечно, можно и
должно «лечить»
с помощью милиции,
но лучше и
дешевле (хотя и
дольше) с помощью
образования.
Константин Ушаков
4`10 директор школы www.direktor.ru
d. 01
Стр.2
d.
директор школы
Главный редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор
Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор
И.А. Галеева
Редакция
Е.А. Александрова
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Эксперты-консультанты
Н.Н. Жук
И.А. Рожков
Л.В. Судоргина
Л.А. Трубина
И.Н. Щербо
Ìàêåò, äèçàéí: А. Галкин
Корректоры
Д.П. Рысаков,
Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Т.А. Доронина
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Тел.: (495) 710-30-01
Email: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Директор школы»
© «ИФ «Сентябрь»
в этом номере
Письмо редактора
Образование и модернизация
Образовательная политика
Болотов В.
Оценка качества образования:
научно-педагогическое обеспечение
Образовательные приоритеты региона. Интервью
с министром образования и науки Республики
Удмуртия А.Л. Кузнецовым
Луценко А.
Изменения в российском образовании: больше
вреда, чем пользы?
Конкурс
Новости Всероссийского конкурса
«Äèðåêòîð øêîëû–2010»
Искусство управления
Молоканов М.
Беседы об управлении. Беседа восьмая
Минеева С.
Управляющий совет: новые возможности и риски
Зимин Е., Головина О., Седельников А.
Каким будет ваш управляющий совет?
Пономарева Г.
Директор школы: менеджер или учитель учителей?
Планирование рабочего времени руководителя
с помощью календаря Microsoft Outlook
Терентьев В.
Дружеские узы, или Начальник над друзьями
Чистякова С.
Что делать, если вы заметили первые признаки
выгорания?
25
30
34
37
42
48
51
24
7
13
19
1
4/2010 (147)
Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
Стр.3
Титеева Т.
Гранты и конкурсы в жизни учителя:
искусство побеждать
Организация учебного процесса
Андюсев Б.
Кейс-технология — инструмент формирования
компетентностей
Федорова С.
Сохраняем самый дефицитный ресурс — учебное время
Потопахин В.
Есть ли смысл в педагогической технологии?
Promethean: мы зажигаем огонь çíàíèé!
Воспитание и дополнительное образование
Кондрашов В.
От Школы будущего к Школе настоящего
Школа и родители
Курбатов Р.
Движок, который может сдвинуть школу с мертвой точки
Персона грата
Школьная газета, театральная студия и… «президентский
резерв». Беседа с уполномоченным по правам ребенка в
г. Москве Е.А. Бунимовичем
Экономика и право
Вопрос — ответ
Уроки здоровья
Степанова М.
Интерактивная доска: вопросы безопасного использования
Самодельное «зелье»: методы борьбы и профилактики
Библиотека руководителя школы
LIB.DIREKTOR.RU
Код доступа — 1539
4`10 директор школы www.direktor.ru
d. 03
95
90
87
82
61
66
70
77
55
97
101
Стр.4
Анонс следующих номеров
Журнал «Директор школы», № 5/2010
Недостатки и достоинства Единого государственного
Ресурсы, которые всегда под руками
Почему гаснут наши педагогические «звезды»?
Интернет-магазин для школьного администратора
5
19
22
http://shop.direktor.ru
Пресса России 73131
Роспечать 73131
Почта России 12581
• «Нужна ли школе свобода?» — Экономические модели российских
школ. — Директор Института развития образования
ГУ – ÂØÝ, ê.ý.í. Абанкина È.Â.
• «Партнерские отношения: образование и государство» — Председатель
Комитета образования, науки и молодежной политики
Новгородской области Аверкин В.Н.
• «Беседы об управлении» — Беседа девятая. — Президент Профессиональной
ассоциации «Клуб бизнес-тренеров», к.психол.н. Молоканов
Ì.Â.
• «Лебедь, рак и щука», или типы подчиненных и виды поручений.
Пономарева Г.М.
«Журнал руководителя управления
образованием», № 3/2010
Пресса России 74341
Роспечать 74341
Почта России 16526
• Особенности образовательных услуг и управления их качеством.
• Региональная система мониторинга и образовательной статисòèêè.
•
Какие услуги включать в муниципальное задание образовательíîìó
учреждению.
• Новый подход к управлению — менеджмент 2.0.
• Комментарии к Федеральному закону от 03.06.2009 № 104-ФЗ. Конñóëüòàöèÿ
юриста.
Механизм оценки качества образования
в гимназии
Циклограмма внутришкольного контроля
воспитательной работы
Советы по написанию реферата
Пресса России 45836
Роспечать 45836
Почта России 12580
«Практика административной работы
в школе», № 4/2010
• Показатели качества и результативности профессиональной деÿòåëüíîñòè
педагогических и руководящих работников школы.
Комплекс показателей, которые могут быть взяты за основу при определении
критериев материального стимулирования, нормативно
закрепляемых в положении об оплате труда.
• Воспитательная программа «Вверх по лестнице, ведущей в
жизнь». Программа нацелена на создание условий для социализации
ребенка и развития у него высоких нравственных качеств.
• Положение о составлении календарно-тематического планиðîâàíèÿ,
которое регламентирует порядок оформления календарно-тематического
планирования и пояснительной записки к нему, а
также форму календарно-тематического плана.
• Рубрика «Классному руководителю» посвящена деятельности
классного руководителя по подготовке плана воспитательной работы.
Особый интерес представляет содержание «Рабочей тетради
классного воспитателя».
04 d.
4`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
наших журналов
«Юридический журнал директора школы»,
№ 4/2010
Пресса России 45776
Роспечать 45766
Почта России 79297
• Правовая компетентность персонала образовательного учреждеíèÿ
(ñòàòüÿ È.Â. Âàíþêîâà);
• Модели должностных инструкций работников школы, разработанíûå
на основе новых квалификационных характеристик (продолжение);
•
Примерное положение о портфолио ученика общеобразовательíîãî
учреждения;
• Примерные учебные планы специальных (коррекционных) обраçîâàòåëüíûõ
учреждений (классов);
• другие актуальные материалы.
Библиотека журнала «Директор школы»,
№ 4/2010
Пресса России 45939
Роспечать 45939
Почта России 12615
Канаев Б.И. Педагогический анализ: что должен знать и чем долæåí
владеть руководитель образовательного учреждения.
Автором доступно раскрывается сущность педагогического анализа в
системе внутришкольного управления, каким образом его можно использовать,
каковы его качественные характеристики; описываются
условия профессионального подхода к педагогическому анализу.
На методическом уровне в книге рассказывается, как можно оценить
в школе качество педагогического анализа, какие методы и подходы
можно использовать, каковы особенности результатов педанализа.
В приложение к книге включены возможные методики и тесты
для проведения педагогического анализа в образовательном учреждении.
Подписка
и приобретение журналов и книг
На все журналы и книги можно подписаться в любом почтовом отделении России по указанным около
изданий каталогам и индексам (см. стр. 112). Вы также можете оформить редакционную подписку.
Подробности — по телефону (495)710-30-01 (Волкова Екатерина, Доронина Татьяна).
Купить отдельные номера журналов и книги можно в издательстве по адресу: Москва, 1-й Автозаводский
проезд, 4 — офис издательской фирмы «Сентябрь».
Приобрести книги в бумажном и электронном виде можно также в нашем интернет-магазине по адресу:
http://shop.direktor.ru (âñå виды îïëàòû, бесплатная äîñòàâêà).
4`10 директор школы www.direktor.ru
d. 05
Стр.6
Вы на обложке,
просто потому что вы —
директор
На снимке (см. первую обложку) Алексей Михайлович
Каменский, заслуженный учитель Российской Федерации,
кандидат педагогических наук, директор лицея № 590
Санкт-Петербурга.
Это учебное заведение является победителем многих конкурсов, в том числе образовательных
учреждений, реализующих инновационные образовательные программы,
педагогического мастерства, организации воспитательного процесса в школе. Лицей
удостоен почетного знака «Школа года» Государственной Думы РФ, Российской акаäåìèè
образования, Института образовательной политики «Эврика».
Лицей информационно-коммуникативных технологий — это образовательное учреждение
самой современной направленности, ориентированное на подготовку молодых
людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Особенно актуально
такое образовательное учреждение для Санкт-Петербурга — города, где традиционно
развивается наукоемкое производство, которое сегодня массово ориентировано
на информационные технологии.
ЛИКТ — ýòî:
• современный взгляд на образование, которое есть не сумма знаний, а система
умений, позволяющих эти знания динамично обновлять и пополнять;
• современная образовательная среда: экспериментальные программы предметного
и надпредметного содержания, 4 компьютерных класса с выходом в Интернет,
14 кабинетов оборудованы интерактивными досками, 11 кабинетов оборудованы
мультимедийными проекторами, библиотека (96 наименований справочно-энциклопедической
литературы по разным отраслям знаний), фильмотека (200 художественных
и научно-популярных фильмов), медиатека (450 дисков с обучающиìè
программами по всем предметам школьного курса и энциклопедиями), автобус
для выездных уроков и экскурсий;
• современные образовательные технологии (проектная работа, погружения, учебíî-èññëåäîâàòåëüñêàÿ
деятельность, информационно-поисковые игры), ориентированные
на воспитание социальной мобильной личности со способностями к самообразованию,
эффективной коммуникации, выбору, принятию и осуществлению
решения, освоению новых типов деятельности;
• современные педагоги, готовые к качественному обучению в традиционном и инíîâàöèîííîì
режиме, владеющие информационными технологиями в образовании.
06 d.
4`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.7