Письмо редак тора
3`10 директор школы www.direktor.ru
d. 1
Стр.1
Письмо редак тора
Парная работа
Н
есколько лет назад одна моя голландская
коллега Мета Крюгер познакомила
меня с новой методикой
обучения кадров — в парах. Предположим,
вам надо подучить двух своих начинающих
педагогов. Возможно несколько
решений. Первое — послать их на какиелибо
курсы повышения квалификации, однако
это решение наталкивается на два
затруднения — недостаток средств и недостаток
информации,
чему и как
их там обучат.
Второе, что приходит
в голову,
это прикрепить
к каждому
из них наставника.
Это решение
срабатывает,
но не всегда. Тут
препятствием является
перегруженность
хороших
педагогов, которые могут быть наставниками,
и сам принцип наставничества,
который чаще всего реализуется в виде
формулы «делай как я». В этой паре «наставник
— ученик» заложено очевидное
неравенство, которое сильно снижет эффективность
такого рода обучения.
Третий вариант решения заключается в
том, чтобы оба нуждающихся в обучении
педагога учили друг друга. Это, парадоксальное
на первый взгляд, решение, может
оказаться эффективнее других по двум
причинам: в данной паре нет очевидного
неравенства, а потому низок уровень
3`10 директор школы www.direktor.ru
тревожности и значительно более низкие
коммуникативные барьеры — они могут
на равных обсуждать проблемы.
Однако при такой работе обязательно должен
быть кто-то третий, кто ставит задачи.
Обучение организуется следующим
образом: «третий» (это может быть завуч
или сам директор) ставит на определенный
период, например, такую задачу: зафиксировать,
какими
способами
выражается поощрение
ученику
на уроке, или
сколько задается
продуктивных
и репродуктивных
вопросов на
уроке, или сколько
минут на уроке
занимает объяснение,
сколько
времени говорят
собственно ученики
и т.д. и т.п. Каждый из обучаемых педагогов
наблюдает и протоколирует в соответствии
с заданием несколько уроков
коллеги. Потом при участии «третьего» результаты
обсуждаются. Эта технология дает
хорошие результаты, причем сегодня ее
начинают распространять и на детей. Почитайте
об этом статью Громыко Г.О. «Обучение
в ïàðàõ».
Константин Ушаков
d. 01
Стр.2
d.
директор школы
Главный редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор
Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор
И.А. Галеева
Редакция
Е.А. Александрова
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Эксперты-консультанты
Н.Н. Жук
И.А. Рожков
Л.В. Судоргина
Л.А. Трубина
И.Н. Щербо
Ìàêåò, äèçàéí: А. Галкин
Корректоры
Д.П. Рысаков,
Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Т.А. Доронина
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Тел.: (495) 710-30-01
Email: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Директор школы»
© «ИФ «Сентябрь»
в этом номере
Письмо редактора
Парная работа
Образовательная политика
«Главный учитель»
Образование для всех: тема, «неудобная» для
властей, для школ и даже для родителей. Интервью
с менеджером Региональной общественной
организации инвалидов «Перспектива»
М.Ю. Перфильевой
Глас народа: о новой системе и старых зарплатах
Конкурс
Конкурс Panaboard ìàñòåðîâ–2010
Искусство управления
Молоканов М.
Беседы об управлении. Беседа седьмая
Новикова Т.
Мониторинг НСОТ: минимум риска
Вальдман И.
Управление, ориентированное на результат
Косарецкий С., Мерцалова Т.
Несколько простых правил, как сделать публичный
доклад понятным и интересным
Голев А.
Компьютер в школе: как управлять программным
обеспечением?
33
38
42
47
53
25
7
12
18
3/2010 (146)
Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
1
Стр.3
Организация учебного процесса
Осинцева Н.
ЕГЭ: психологическая подготовка выпускников
Хавторина Н., Ракитина Н.
Переход без стресса в среднее школьное звено
Громыко Г.
Обучение в парах — и просто, и сложно
Воспитание и дополнительное образование
Борытко Н.
Разрабатываем систему воспитательной работы школы
Курбатов Р.
«Øêîëà, я люблю òåáÿ…»
Школа и родители
Родионова Т., Зыков М.
Когда родители возвращаются в школу
Почему ребенок уходит из дома?
Экономика и право
Никандров В.
Как обучать по индивидуальному учебному плану?
Уроки здоровья
Баль Л.
Музыка — это не только источник наслаждения, но и причина
многих неприятностей
Энергетические напитки: «окрыляют» или вредят?
98
102
91
85
87
71
78
59
64
67
Библиотека руководителя школы
LIB.DIREKTOR.RU
Код доступа — 1539
3`10 директор школы www.direktor.ru
d. 03
Стр.4
Анонс следующих номеров
Журнал «Директор школы», №4/2010
Недостатки и достоинства Единого государственного
Ресурсы, которые всегда под руками
Почему гаснут наши педагогические «звезды»?
5
19
22
Интернет-магазин для школьного администратора http://shop.direktor.ru
• «Оценка качества образования» — вице-президент РАО В.А. Болотов.
• «Беседы об управлении». Беседа восьмая. Президент Профессиональной
ассоциации «Клуб бизнес-тренеров» Молоканов М.В.
• «Есть ли смысл в педагогической технологии?»
• «От Школы будущего к Школе настоящего». Анализ идей, выдвинутых участниками
конкурса «Лучший ученик».
Пресса России 73131
Роспечать 73131
Почта России 12581
«Журнал руководителя управления
образованием», №3/2010
Пресса России 74341
Роспечать 74341
Почта России 16526
• Особенности образовательных услуг и управления их качеством.
• Региональная система мониторинга и образовательной статистиêè.
•
Какие услуги включать в муниципальное задание образовательíîìó
учреждению.
• Новый подход к управлению — менеджмент 2.0.
• Комментарии к Федеральному закону от 03.06.2009 № 104-ФЗ. Конñóëüòàöèÿ
юриста.
«Практика административной работы
в школе», № 3/2010
Механизм оценки качества образования
в гимназии
Циклограмма внутришкольного контроля
воспитательной работы
Советы по написанию реферата
Пресса России 45836
Роспечать 45836
Почта России 12580
• Культурно-исторический подход к обучению в начальной школе. Отличительные
черты и специфические особенности внедрения такого подхода в школах
Калужской области.
• Организация предпрофильной подготовки в лицее. Материал посвящен
задачам пропедевтического, основного и заключительного этапов организации
предпрофильной подготовки, содержанию и методам работы на каждом
из них.
• Форма анализа работы МО учителей начальной школы за учебный год.
Представлен опыт подготовки анализа работы методического объединения
учителей начальной школы и планирования работы МО классных руководителей
первой ступени.
• Планирование воспитательной работы в сельской школе. Содержание основных
направлений воспитательной работы школы и циклограмма деятельности
по нравственно-правовому, патриотическому, художественно-эстетическому,
трудовому и физическому воспитанию школьников.
04 d.
3`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
наших журналов
«Юридический журнал директора школы»,
№3/2010
Пресса России 45776
Роспечать 45766
Почта России 79297
• Модели должностных инструкций работников школы, разработанные на
основе новых квалификационных характеристик (продолжение);
• Методические рекомендации по организации платных дополнительных
образовательных услуг;
• Профессиональный кодекс учителя;
• другие актуальные материалы.
Библиотека журнала «Директор школы»,
№ 3/2010
Пресса России 45939
Роспечать 45939
Почта России 12615
Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения
с семьей. Часть II. Изучение семьи.
Книга продолжает начатую в первой части («Библиотека “ДШ”», № 4, 2009) тему
работы школы с семьей и рассказывает о том, как можно организовать в образовательном
учреждении изучение семьи, какие методы используются для диагностики
и самодиагностики семьи и педагогического коллектива.
Подробно описывается изучение семьи на этапах развития социального партнерства,
в процессе информирования, просветительской работы, консультирования,
совместной деятельности с родителями.
Книга оснащена всеми необходимыми для организации такой работы методическими
материалами.
Подписка и приобретение журналов и книг
На все журналы и книги можно подписаться в любом почтовом отделении России по указанным около
изданий каталогам и индексам (см. стр. 112). Вы также можете оформить редакционную подписку.
Подробности — по телефону (495)710-30-01 (Волкова Екатерина, Доронина Татьяна).
Купить отдельные номера журналов и книги можно в издательстве по адресу: Москва, 1-й Автозаводский
проезд, 4 — офис издательской фирмы «Сентябрь».
Приобрести книги в бумажном и электронном виде можно также в нашем интернет-магазине по адресу:
http://shop.direktor.ru (âñå виды îïëàòû, бесплатная äîñòàâêà).
3`10 директор школы www.direktor.ru
d. 05
Стр.6
Вы на обложке,
просто потому что вы —
директор
На снимке (ñì. первую îáëîæêó) Татьяна Петровна Даколова,
директор средней общеобразовательной школы
№ 3, г. Оса Пермского края.
Вот что она рассказывает:
«Моей школе в октябре 2009 года исполнилось 27 лет. Располагается она в прибрежíîé
зоне реки Камы вблизи жилого массива в трехэтажном здании. Школа имеет стадион
с полосой препятствий, две игровые площадки, два спортивных зала, тренажерный
зал, тир, актовый зал.
В двухсменном режиме в 39 классах-комплектах обучается 915 учащихся. Педагогический
коллектив стабилен и состоит из 78 педагогов, из них 27,6% имеют высшую квалификационную
категорию, 40,7% — первую. Школа в течение многих лет является поáåäèòåëåì
районной спартакиады, призером всех районных военно-спортивных игр.
1 февраля 2010 года я буду отмечать 10 лет работы на директорской должности. Подвоäÿ
некоторый итог своей руководящей деятельности, я еще раз убедилась в правильности
своего стремления сделать школу отличной от других. Одно из конкурентных преимуществ
школы в условиях современного подхода к образованию мой коллектив увидел
в формировании гендерной культуры учащихся. Таким образом, педагогами школы
была разработана концепция опытной педагогической деятельности по данной теме.
Согласно разработанной программе развития в школе в настоящее время действуют
прокадетские классы в начальной школе, кадетские классы — на второй ступени обучения,
оборонно-спортивные — на старшей ступени. Для реализации учебного плана
в названных классах школа сотрудничает с районным отделом внутренних дел, военным
комиссариатом, отделом государственной противопожарной службы, местным
казачеством, комитетом воинов-интернационалистов, учреждениями культуры и дополнительного
образования.
В марте 2009 года школе присвоен статус опытно-педагогической площадки по теме
«Кадетские классы как ступень оборонно-спортивного профиля».
Для усиления воспитательного воздействия на учащихся в школе активно работают три
музея: литературный музей А.С.Пушкина, музей истории школы, музей боевой славы.
Я и мой коллектив точно знаем, чем наша школа отличается от ей подобных. Информацию
о своей уникальности мы стараемся донести до окружающих. Думаю, что нам
это удается, так как от желающих поступить в кадетские классы нет отбоя».
06 d.
3`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.7