Гуляя по Парижу
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ОЛИГАРХИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВИЗМА <...> НЕЗНАНИЕ СИЛА
Эйфелева башня
2
ГУ №306
На протяжении всей зафиксированной истории и, по-видимому, с
конца неолита в мире были люди
трех сортов: высшие, средние и
низшие. <...> Группы подразделялись
самыми разными способами, носили
всевозможные наименования, их
численные пропорции, а также взаимные отношения от века к веку менялись; но неизменной оставалась
фундаментальная структура общества. <...> Даже после колоссальных потрясений и необратимых, казалось бы,
перемен структура эта восстанавливалась, подобно тому, как восстанавливает свое положение гироскоп, куда бы его ни толкнули. <...> Цель средних поменяться местами с высшими; цель низших когда у них есть
цель, ибо для низших то и характерно, что они задавлены тяжким трудом и лишь от случая к случаю направляют взгляд за пределы повседневной жизни, отменить все различия и создать общество, где все
люди должны быть равны. <...> Даже сегодня, в период упадка, обыкновенный
человек материально живет лучше,
чем несколько веков назад. <...> Но никакой рост благосостояния, никакое
смягчение нравов, никакие революции и реформы не приблизили человеческое равенство ни на миллиметр. <...> Необходимость
иерархического
строя прежде была доктриной высших. <...> Социализм теория, которая возникла в начале XIX
века и явилась последним звеном в
идейной традиции, ведущей начало
от восстаний рабов в древности, ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
был еще весь пропитан утопическими идеями прошлых веков. <...> Однако
все варианты социализма, появлявшиеся после 1900 года, более или
менее открыто отказывались считать
своей целью равенство и братство. <...> Новые движения, возникшие в середине века, ангсоц в Океании, необольшевизм в Евразии и культ
смерти, как его принято называть, в
Остазии ставили себе целью увековечение несвободы и неравенства. <...> Но основная, глубинная предпосылка заключалась в том, что уже в начале
XX века равенство людей стало <...>
Теория_и_практика_олигархического_коллективизма.pdf
Гуляя по Парижу
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ОЛИГАРХИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВИЗМА
Ä.
Оруэлл
ГЛАВА 1. НЕЗНАНИЕ – СИЛА
На протяжении всей зафиксированной
истории и, по-видимому, с
конца неолита в мире были люди
трех сортов: высшие, средние и
низшие. Группы подразделялись
самыми разными способами, носили
всевозможные наименования, их
численные пропорции, а также взаимные
отношения от века к веку менялись;
но неизменной оставалась
фундаментальная структура общества.
Даже после колоссальных потрясений
и необратимых, казалось бы,
перемен структура эта восстанавливалась,
подобно тому, как восстанавливает
свое положение гироскоп,
куда бы его ни толкнули.
Цели этих трех групп совершенно
несовместимы. Цель высших – остаться
там, где они есть. Цель средних
– поменяться местами с высшими;
цель низших – когда у них есть
цель, ибо для низших то и характерно,
что они задавлены тяжким трудом
и лишь от случая к случаю направляют
взгляд за пределы повседневной
жизни, – отменить все различия
и создать общество, где все
люди должны быть равны.
Таким образом, на протяжении
2
Эйфелева башня
ГУ ¹3’06
всей истории вновь и вновь вспыхивает
борьба, в общих чертах всегда
одинаковая. Долгое время высшие
как будто бы прочно удерживают
власть, но рано или поздно наступает
момент, когда они теряют либо
веру в себя, либо способность
управлять эффективно, либо и то и
другое. Тогда их свергают средние,
которые привлекли низших на свою
сторону тем, что разыгрывали роль
борцов за свободу и справедливость.
Достигнув своей цели, они
сталкивают низших в прежнее рабское
положение, и сами становятся
высшими. Тем временем новые
средние отслаиваются от одной из
двух других групп или от обеих, и
борьба начинается сызнова. Из трех
групп только низшим никогда не
удается достичь своих целей, даже
на время.
Было бы преувеличением сказать,
что история не сопровождалась материальным
прогрессом. Даже сегодня,
в период упадка, обыкновенный
человек материально живет лучше,
чем несколько веков назад. Но никакой
рост благосостояния, никакое
смягчение нравов, никакие революции
и реформы не приблизили человеческое
равенство ни на миллиметр.
С точки зрения низших, все исторические
перемены значили немногим
больше, чем смена хозяев.
К концу XIX века для многих наблюдателей
стала очевидной повторяемость
этой схемы. Тогда возникли
учения, толкующие историю как
циклический процесс и доказывающие,
что неравенство есть неизменный
закон человеческой жизни. У
этой доктрины, конечно, и раньше
были приверженцы, но теперь она
преподносилась существенно иначе.
Необходимость
иерархического
строя прежде была доктриной высших.
Ее проповедовали короли и
аристократы, а также паразитировавшие
на них священники, юристы
и прочие, и смягчали обещаниями
награды в воображаемом загробном
мире. Средние, пока боролись за
власть, всегда прибегали к помощи
таких слов, как свобода, справедливость
и братство. Теперь же на
идею человеческого братства ополчились
люди, которые еще не располагали
властью, а только надеялись
вскоре ее захватить. Прежде
средние устраивали революции под
знаменем равенства и, свергнув
старую тиранию, немедленно устанавливали
новую. Теперь средние
фактически провозгласили свою тиранию
заранее. Социализм – теория,
которая возникла в начале XIX
века и явилась последним звеном в
идейной традиции, ведущей начало
от восстаний рабов в древности, –
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
Стр.1