ГЕЙДЕЛЬБЕРГ –
«ГОРОД БУДУЩЕГО»:
МЕЖДУ ИСТОРИЕЙ
И СОВРЕМЕННОСТЬЮ
Д. Беляев
Раскинувшийся у подножия живописных
гор в долине реки Неккар
недалеко от ее слияния с Рейном,
небольшой, но старинный и знаменитый
город Гейдельберг в 1997 году
был отобран германским Федеральным
министерством строительства
и планирования для участия в
экспериментальной исследовательской
программе «Города будущего».
Всего для этой программы были
отобраны 4 «модельных» и 7 «референтных»
городов по всей стране,
причем главным критерием отбора
было «наличие наиболее благоприятных
условий для проведения предусмотренных
мер» – иначе говоря,
достигнутые успехи в градоуправлении
и внедрении политики устойчивого
развития в городскую жизнь.
Программа продолжалась в течение
6 лет, в ходе которых «модельные»
города, в числе которых был и Гейдельберг,
должны были осуществить
пересмотр всей своей внутригородской
политики с тем, чтобы достигнуть
к концу 2003 года определенных
установленных количественных
и качественных показателей по различным
сферам жизнедеятельности
города. В частности, была поставлена
задача придти к соотношению
«внутреннего» (т. е. достигаемого за
счет уплотнения и повторного использования
уже использовавшихся
городом площадей) и «внешнего»
(достигаемого за счет пространственного
«разрастания» города) прироста
застроенной территории 3:1, к
соотношению использования жителями
города «экологичного» (общественного,
велосипедного, пешеходного)
транспорта и моторизованного
– 2:1, уменьшить выбросы CO2
на 20%, ограничить потребление
воды домашними хозяйствами 110
литрами в день на человека и непригодного
к дальнейшей переработке
мусора 2,5 килограммами в
неделю на человека. Что было сделано
для достижения этих и других
целей и какую пользу данный опыт
может представлять для российских
городов, будет рассказано ниже, но
сначала необходимо дать краткий
исторический и социально-экономический
портрет Гейдельберга,
чтобы читателю стали яснее индивидуальные
особенности его характеристик,
а вместе с тем и стоящих
перед городом проблем.
Район нынешней юго-западной
Германии обитаем людьми в полном
смысле этого слова с доисторических
времен. В 1907 году под Гейдельбергом
была найдена нижняя
челюсть т. н. «гейдельбергского человека».
Этот наш предок уже умел
изготавливать изделия из камня – а
возраст находки исчисляется 500
тысячами лет! Истоки самого города
также теряются в глубине веков. Как
его называли древние жители, неизвестно,
но на обрамляющей его с
северо-запада горе Святой, помимо
развалин двух средневековых христианских
монастырей, были обнаружены
остатки укреплений кельтского
поселения и ритуальный колодец
глубиной более 50 метров, назначение
которого точно не установлено,
но зато установлен его
приблизительный возраст: 2400 лет.
По всей видимости, поселение было
покинуто кельтами задолго до прихода
сюда римлян, которые основали
город заново и перестраивали
его по меньшей мере восемь раз.
Город служил им в качестве укрепленного
форпоста против германцев,
то и дело совершавших набеги
на эту местность. В конце концов, и
он был оставлен жителями. Город
под его нынешним названием, которое
первоначально означало то ли
«гора язычников», то ли «черничная
гора», впервые зарегистрировано в
монастырской хронике 1196 года.
Уже в начале 13 века в Гейдельберге,
по-видимому, существовали замок
и городская стена. Начиная с
того же 13 века «рейнский пфальцграф»,
светский правитель всей окрестной
области, становится одним
Д. Беляев. Гейдельберг – «город будущего»: между историей…
многие обращения торг имеет,
весьма смотреть должно, чтобы
чрез честность граждан
сохранился кредит во всех
частях коммерции; ибо честность
и кредит суть души
коммерции, а где хитрость и
обман возьмет верх над честностью,
тут и кредит быть не
может.
398. Малые города суть
397. В ãîðîäàõ, в коих
ский, Санкт-Петербург, Астрахань,
Рига, Ревель и тому
подобные суть города и порты
морские; Оренбург, Кяхта
и многие другие города имеют
обращения другого рода;
из чего усмотреть можно,
сколь великое свойство имеет
положение мест со гражданскими
учреждениями, и что,
не знав обстоятельств, каждому
городу удобное положение
сделать нет возможности.
400. О цеховых мастерствесьма
нужны по уездам, дабы
земледелец мог сбыть
плоды земли и рук его и себя
снабдить тем, в чем ему случится
нужда.
399. Города Архангельдля
заведения мастерства цехи
полезны, а бывают они
вредны, когда число работающих
определено, ибо сие
самое препятствует размножение
рукоделий.
402. Во многих городах в
вах и установлении цехов для
мастерств по городам еще состоит
великий спор: лучше ли
иметь цехи по городам или
без них быть, и что из сих
положений более споспешествует
рукоделиям и ремеслам.
401. Но то бесспорно, что
Европе оные сделаны свободными
в том, что не ограничено
число, а могут вписываться
в оные по произволению, и
примечено, что то служило к
обогащению тех городов.
403. В малолюдных городах
полезны быть могут цехи,
дабы иметь искусных людей в
мастерствах.
некоторые, прочитав сей наказ,
скажут: не всяк его поймет.
На сие не трудно ответствовать:
подлинно не всяк
его поймет, прочитав одиножды
слегка; но всякий поймет
сей наказ, если со прилежанием
и при встречающихся
случаях выберет из оного то,
что ему в рассуждениях его
523. Может случиться, что
Окончание
…
ГУ ¹8’05
29
Стр.1