Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 613452)
Контекстум

Социально-психологическая феноменология лести в деловом общении (66,00 руб.)

0   0
Первый авторКурилкина
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц9
ID173829
АннотацияЛесть – своеобразный способ оказания влияния на партнера, введения его в заблуждение –неотъемлемый элемент коммуникативных процессов. Но как социально-психологический феномен общения лесть недостаточно изучена, – утверждает автор.
Курилкина, М. Социально-психологическая феноменология лести в деловом общении : статья / М. Курилкина .— Лоббист №3 .— : Институт муниципального управления, 2010 .— 9 с. — С.72-80 .— URL: https://rucont.ru/efd/173829 (дата обращения: 15.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

O ВВЕДЕНИЕ 1 В организации, как известно, существует множество коммуникативных потоков, функционирующих как на формальном, так и неформальном уровнях. <...> Деловое общение руководителей и подчиненных, между коллегами определяет существование всей организации. <...> В системе делового общения, например, по обеспечению дисциплины труда одно из ведущих мест в соответствие с Трудовым кодексом РФ занимает поощрение работников за труд2. <...> Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Тарасов Александр Николаевич. <...> Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. <...> Помимо характеристик, которые задают формальный тон общения, в процессе делового взаимодействия проявляются также и механизмы, присущие межличностному, неформальному общению, например, такие механизмы социальной перцепции, как идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. <...> В процессе делового общения, преднамеренно или непреднамеренно, добровольно или невольно, осознанно или неосознанно коллеги, руководители и подчиненные постоянно оказывают психологическое воздействие друг на друга. <...> Одним из самых распространенных и широко используемых способов влияния, например, при продвижении по карьерной лестнице, обеспечения эффективного взаимодействия между сотрудниками на неформальном уровне, является лесть – «похвала с корыстной целью» (В. И. Даль). <...> Феномен лести представляется информацией, включенной в многомерную сеть информационного корпоративного пространства. <...> Лесть – это своеобразный способ оказания влияния на партнера по общению, введения его в заблуждение, являющийся порой неотъемлемым элементом коммуникативных процессов, протекающих в организациях. <...> Но, несмотря на это, лесть, как социально-психологический феномен общения, недостаточно изучена. <...> Постановку феноменологических <...>
Социально-психологическая_феноменология_лести_в_деловом_общении.pdf
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛЕСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ1 М. КУРИЛКИНА O ВВЕДЕНИЕ 1В организации, как известно, существует множество коммуникативных потоков, функционирующих как на формальном, так и неформальном уровнях. Деловое общение руководителей и подчиненных, между коллегами определяет существование всей организации. В системе делового общения, например, по обеспечению дисциплины труда одно из ведущих мест в соответствие с Трудовым кодексом РФ занимает поощрение работников за труд2. Поощрение за труд представляет собой разнообразное по форме дакцией журнала на основе автореферата 1 Публикация подготовлена редиссертации (www.guu.ru/files/ referate/kurilkina.pdf) Курилкиной Марии Александровны на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 – «Социальная психология». Диссертация выполнена на кафедре социологии и психологии управления Государственного университета управления. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Тарасов Александр Николаевич. 2 «Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам» (Трудовой кодекс РФ, гл. 30, ст. 191). 72 ЛОББИСТ ¨ 2010 ¨ №3 одобрение организационного поведения и деятельности работника, «публичное признание результатов труда работников, которое реализуется путем предоставления различных льгот и преимуществ. Характер поощрений можно подразделить на материальный и моральный»3. Помимо характеристик, которые задают формальный тон общения, в процессе делового взаимодействия проявляются также и механизмы, присущие межличностному, неформальному общению, например, такие механизмы социальной перцепции, как идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. В процессе делового общения, преднамеренно или непреднамеренно, добровольно или невольно, осознанно или неосознанно коллеги, руководители и подчиненные постоянно оказывают психологическое воздействие друг на друга. Одним из самых распространенных и широко используемых способов влияния, например, при продвижении по карьерной лестнице, обеспечения эффективного взаимодействия между сотрудниками на неформальном уровне, является лесть – «похвала с корыстной целью» (В. И. Даль). Феномен лести представляется информацией, включенной в многомерную сеть информационного корпоративного пространства. Он входит в информационную подсистему системы организации, и на этом уровне включен во все организационные взаимосвязи и функционирование организации в целом. Лесть может быть 3 См.: Там же.   скрыта различными культурными нормами и не выражаться субъектом напрямую. Но лесть изначально направлена к другому человеку; интенции, побуждающие искажать характеризующую другого человека информацию, как видно, связаны с целями в отношении этого человека, то есть объектом лестного воздействия является другой человек. Лесть – это своеобразный способ оказания влияния на партнера по общению, введения его в заблуждение, являющийся порой неотъемлемым элементом коммуникативных процессов, протекающих в организациях. Но, несмотря на это, лесть, как социально-психологический феномен общения, недостаточно изучена. В настоящее время специализированной литературы, посвященной данной теме, явно недостаточно. Постановку феноменологических проблем лести можно встретить уже в трудах Аристотеля, Платона, и других античных авторов. Многие мыслители (такие, как Макиавелли, Монтень и др.) исследовали проблемы лести в своих трудах; феномен лести они рассматривали как форму лжи, т.е. изучали данное явление достаточно односторонне. В современной психологии феномен лести описывается в контексте рассмотрения комплимента как наиболее эффективного способа достижения желаемых результатов общения. Исследованиями комплиментов и лести как речевых актов занимались отечественные и зарубежные лингвисты и психолингвисты (В.И. Карасик, Е.С. Петелина, В.В. Леонтьев, О.С. Иссерс, А.А. Рухманов, Дж. Остин, Д. Вундерлих, У. Стайлз и Методы игры
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически