КОНВЕНЦИЯ О ДОСТУПЕ К
ОФИЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ*
СОВЕТ ЕВРОПЫ
O *РЕЗЮМЕ ДОГОВОРА1
Эта Конвенция Совета Европы
является первым обязывающим
международным правовым документом,
в котором признается
общее право доступа к официальным
документам, находящимся
в государственных органах.
Транспарентность органов государственного
управления является
важнейшим компонентом эффективного
управления и показателем
того, является ли общество
подлинно демократическим и
плюралистическим, противостоит
ли оно всем формам коррупции,
позволяет ли критиковать тех, кто
им управляет, и насколько оно
открыто для информированного
участия граждан в вопросах,
представляющих общественный
интерес. Право доступа к официальным
документам имеет также
важнейшее значение для саморазвития
людей и осуществления
*CДCE №205. Принята Комитетом
Министров 27 ноября 2008 г. на заседании
заместителей Министров иностранных
дел №1042-бис. Открыта к
подписанию стран членов и вступлении
стран которые не являются членами
и любой международной организации
в Тромсо 18 Июня 2009 года.
Дата вступления в силу: 10 ратификаций.
По состоянию на 3 февраля
2009 года Конвенцию подписали
18/6/2009: Бельгия, Бывшая Югославская
Республика Македония, Венгрия,
Грузия, Литва, Норвегия, Сербия,
Словения, Финляндия, Черногория,
Швеция, Эстония. По состоянию на 3
февраля 2009 года Конвенцию ратифицировали:
Норвегия 11/9/2009 и
Венгрия 5/1/2010.
1 Источник текста резюме – Официальный
сайт Совета Европы
http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/S
ummaries/Html/205.htm
основных прав человека. Оно укрепляет
и авторитет органов государственного
управления в
глазах общественности, а также
доверие к ним.
В этой Конвенции закрепляется
право на доступ к официальным
документам. Ограничение на
право доступа к официальным
документам разрешается устанавливать
только для защиты отдельных
интересов, таких как национальная
безопасность, оборона
или личная жизнь.
В Конвенции содержатся минимальные
стандарты, которые
необходимо применять при обработке
запросов о доступе к официальным
документам (форма
запросов и сборы в связи с доступом
к официальным документам),
а также процедура пересмотра
принятых решений и дополнительные
меры.
Устанавливая общую основу
для минимальных стандартов,
вытекающих из широкого многообразного
опыта и практики, существующих
в 47 государствахчленах
Совета Европы, Конвенция
обладает необходимой гибкостью
для обеспечения того,
чтобы национальное законодательство
строилось на этой основе
и гарантировало еще более
широкий доступ к официальным
документам.
Мониторингом за выполнением
этой Конвенции Сторонами
будет заниматься Группа специалистов
по доступу к официальным
документам.
O ПРЕАМБУЛА2
2 Источник текста Конвенции на
русском языке:
1. Государства – члены Совета
Европы и другие подписавшие
настоящую Конвенцию государства,
2.
Полагая, что задача Совета
Европы заключается в усилении
единства его членов, особенно в
целях упрочения и реализации
идеалов и принципов, являющихся
их общим наследием;
3. Принимая во внимание, в
частности, статью 19 Всеобщей
декларации прав человека; статьи
6, 8 и 10 Европейской Конвенции
о защите прав человека и
основных свобод; Конвенцию
ООН о доступе к информации,
участии общественности в процессе
принятия решений и доступе
к правосудию по вопросам, касающимся
окружающей среды
(г. Орхус, 25 июня 1998 г.), и Конвенцию
о защите личности в связи
с автоматической обработкой
персональных данных от 28 января
1981 г. (ЕТS №108);
4. Принимая во внимание также
Декларацию о выражении
мнения и информации, принятую
29 апреля 1982 г.; а также рекомендации
Комитета Министров
государствам-членам: №R(81)19
о доступе к информации, находящейся
в распоряжении государственных
органов; №R(91)10
о передаче третьим лицам персональных
данных, находящихся в
распоряжении государственных
органов; №R(97)18 о защите персональных
данных, собираемых и
обрабатываемых в статистических
целях; №R(2000)13 о европейской
политике в отношении
www.medialaw.ru/laws/other_laws/euro
pean/conv-ofic-2008.htm. Перевод Андрея
Рихтера.
Совет Европы. КОНВЕНЦИЯ О ДОСТУПЕ К ОФИЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ
1
Стр.1