КОСВЕННЫЙ ЛОББИЗМ
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В ОРГАНАХ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РФ <...> МАХОРТОВ
Отличительной чертой политического развития России на современном этапе является завершение трансформации отношений между обществом и государством, включающее в себя и
изменение характера взаимодействия власти и социума в системе
лоббистских коммуникаций. <...> 1
Рассматривая новейшую политическую историю России и сопоставляя развитие форм представительства и продвижения интересов в периоды руководства
нашей страной Б.Н. Ельциным и <...> В.В. Путиным, отметим, что для
1990-х годов было характерно
преобладание «теневого» лоббирования, при котором использовался весь арсенал неинституционализированных
методов
(«коридорный» лоббизм, «телефонное право», коррупция и др.) <...> .
Доминирование подобных форм
лоббизма
объясняется,
вопервых, особенностями политического развития России в президентство Б.Н. Ельцина, когда
большинство институтов взаимодействия органов власти со
структурами гражданского общества находились в зачаточном
состоянии, или отсутствовали вовсе. <...> Во-вторых, низкой политической, правовой и деловой культурой отечественного предпринимательского корпуса как основного субъекта применения лоббистских технологий. <...> В-третьих,
«теневой» лоббизм поощрялся
негативным восприятием россий1
Махортов Евгений Александрович,
старший аналитик Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru, член Комитета РСПП по энергетической политике. <...> 78
ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №4
ским социумом политической
практики групп давления и самого
термина «лоббизм», что не позволяло открыто и легально реализовывать различные формы
представительства интересов. <...> В
связи с этим обстоятельством
крупные российские компании
начинают следовать принципу открытости с целью расширения
своей деятельности и построения
конструктивных отношений с государством. <...> Однако это отнюдь не означает, что прежние «теневые» формы лоббизма <...>
Косвенный_лоббизм_и_особенности_его_использования_в_органах_судебной_власти_РФ.pdf
КОСВЕННЫЙ ЛОББИЗМ
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В ОРГАНАХ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РФ
Е. МАХОРТОВ
легального продвижения интересов
в органах судебной власти.
Рассматривая лоббизм как
В период с 2000 года и по настоящее
время бизнес постепенно
осознал значимость соблюдения
норм этики ведения предпринимательской
деятельности, т.н.
цивилизованного и «прозрачного»
диалога с властью. Соблюдение
данных правил повышает
привлекательность российского
бизнеса и дает ему дополнительные
возможности для развития. В
связи с этим обстоятельством
крупные российские компании
начинают следовать принципу открытости
с целью расширения
своей деятельности и построения
конструктивных отношений с государством.
Однако
это отнюдь не означает,
что прежние «теневые» формы
лоббизма ушли в прошлое.
Наоборот, они стали более скрытыми
и приобрели более изощренный
характер. Теперь гораздо
сложнее отследить факт коррупции,
нежели прежде. Однако
развитие институционализированных
форм лоббизма снижает
значение прямого подкупа и получаемую
от него коррупционную
прибыль, которая в России, по
подсчетам
социологического
фонда «ИНДЕМ», в 2002 году составила
33,5 млрд. долларов. А
по
данным
1
,
старший аналитик Центра по изучению
проблем взаимодействия бизнеса
и власти Lobbying.ru, член Комитета
РСПП по энергетической политике.
78
ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №4
Transparency
International российская судебная
власть в 2007 году в виде взяток
получила порядка 210 млн. долларов.
В данной связи имеет
смысл рассмотреть возможности
совокупность легальных способов
и средств представительства и
продвижения интересов различных
групп давления в органах государственной
власти, мы выделяем
прямой и косвенный лоббизм.
Первый вид продвижения
групповых интересов заключается
в непосредственном контакте с
лицом, принимающим решение
(ЛПР). Существует множество
приемов прямого лоббирования –
это помощь чиновникам в экспертизе
законопроектов, предоставление
эксклюзивной информации,
спонсирование предвыборных
кампаний и др. В прямом
лоббировании можно определить
его субъект – заинтересованную
сторону, устанавливающую контакт
с чиновником – его объектом.
Гораздо сложнее выделить
субъект и объект лоббистской
деятельности при косвенном
лоббировании. Его особенности
состоят в том, что
2. При этом источник
информации чаще всего остается
анонимным, поэтому трудно
выявить заинтересованных в
лоббировании лиц. Также не всегда
удается идентифицировать
объект, на который оказывалось
давление.
Среди примеров, когда можно
с достаточной долей уверенности
определить объект лоббизма,
можно привести следующий. 18
августа 2004 года депутат Госу2
См.: Соловьев А.И. Политические
коммуникации. М. 2004. С.176.
Методы игры
с
Отличи окого е тм р
тич менн
т
е
е з
в е
р и
е
с
лвития форс ее в с о ем ти с
ьн
ой ч
е сс тии я н уРо
яеи от с
явла м и го
ртой п с
н
оливр
шй м , в а оциу
ю
е н тво и те и ко я н Ро
м х с у о
и жд л
ш с е
изтвия
д мар н влаких
лобби е Ра с
н с
т
с
литич
с
с атрив
ссмку
потавит й сов в п ой Б. ти характ
тавляя рю а и д
и мм ю
а
с
с е
т а
н
е ш Пх д
В.В.0
пр
е н
р е ут о н и которо
б е
е
л
с
ь
с
т ев ри млое м и н то л .
о с с д еи
звити ы рук ц
д
тори о
пр
а о
н
тр
а
Н
.
199 обла еия, п
-
ровас л р
цио н
вал н д праа
а о
я в
( н н а оития с
л
«кори и м
е
фом
До
е
изирн в и
оиров с
д
лоббизкогоп с с и
рв
болс
е
х, о в . н ов н
ы раз Б
б
Н
.
ч не тше ь твия о и х, и ого п
и
дтруктуран вто т
ах
твон
й
стватояс с
с
с е право
ат
о .
с
вкой, ь бс ъ ее хк нт олога прии
в
н и, ы
е
Во
-
рой от кого корпу
е
ч
в е
с
д
н
мого сл у
е
н с е в
би н
«т гати
е
с й
е
н
ме
Махо
р
т
е
н
н
с отв рго и н д в твовали кулиоволитич
н
ы о»,е пснтя ии ,
н объя Ро и
о
с сс а
ц
ь
Етитутов взаи
н
м ли отизколоворек о
е
т во ымких т лоббиз
с
» во
н
о
и гра ь сс ут йс пй прнд с
а ж
а зач
с
влао общо
ти
с
кога
точ
ен
воеь
итуи
р ой н с на ка и ентрщрял
д ли н е
т
их
,
й. В
-
м е
прият
и
в Е
в
ге
м
о
ний Ал
я лоб- яь с
по ро сс
е
к
ийс
ан
дро
в
ич
н
в «
и о ед и г а р
ым
, от
е
ви о и
Ем
ын
т
с ваь арнн
ой» лоббизоб с
н
вог е е е
ал н м
» полтитуь
лоббир
н
и
е
х
с ы
зоо
коррупце
и политиы
м
я
о ям в ког од
т
, «т д м
н я,
их фор вои
р.
)
пр
м о
с
е д
зи-а
м
в
е е е к ракт н в
с н
ра этапс ещ вз с
а
е м
н
чае м
ц
и
а зас
ооу
общюра а и ю пов
тво
а и
е деме
бя и
йикацйшуиие
ссм пр и ая тви сн д
е форж во ым и
л, ч е
й.
1
и ене
сдоь
то д о
н
л
я
ки
практики ы в
м
с гру ыо то
а «л
оциу
т
е
р
зволяло та
м
и
лизов
пр
ед
с
актор е
н
тора д м
о
в
е
и ленавн
н
с
поле
м д м еые ес
и н р
п
н откр ьь л
ватит
м л
ббиз
п
е
различ
е
л
с
гал
тва
и
н
т
о ав », что не паа
политич
н
с
н
и
я
ем
и
с огоо
коо
й
ь
фор
е
р мы
ов.
е
ьия н
зу
е
т а Л в П качР общ
тв
политич
с
е
ние
е фак-тк
с
и
й
е
е
с
Стр.1